Леонардо да Винчи – итальянский гений. Леонардо да винчи

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).

Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.

Портрет Леонардо да Винчи

Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.

Творчество и изобретения да Винчи

Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.

Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.


Рисунок «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.

Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.


Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра.

Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.


Портрет Франческо Мельци

Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.

Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.


К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.


К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.

Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.


Фрагмент картины «Дама с Горностаем»

Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.

Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.

К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.


После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.


В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.

На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Тайны картин да Винчи

Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.


С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.

Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель . Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.


На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.


Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.


Фрагмент картины “Поклонение волхвов”

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

  • Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
  • Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
  • Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
  • Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».

  • Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
  • Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) родился 15 апреля 1452 г. в маленькой деревне Анкиано (Anchiano LU), расположенной недалеко от городка Винчи (Vinci FI). Он был незаконным сыном богатого нотариуса Пьеро (Piero da Vinci) и красивой поселянки Катарины (Katarina). Вскоре после этого события нотариус заключил брак с девушкой знатного происхождения. Детей у них не было, и Пьеро с женой взяли трехлетнего ребенка к себе.

Рождение художника

Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.

Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).

Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.

Квалификация мастера была присвоена ему гильдией святого Луки. Следующий год своей жизни Леонардо да Винчи провел во Флоренции. Первая его зрелая картина – «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi), выполненная на заказ для монастыря Сан Донато (San Donato).


Миланский период (1482 — 1499 гг.)

В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.

Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.

К тому же периоду относятся две важные работы – (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).

Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.

Более распространена (и тоже не подтверждена) версия об интимных отношениях мастера с учениками Франческо Мельци (Francesco Melzi) и Салаи (Salai). Подробности личной жизни художник предпочитал держать в глубокой тайне.

Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)


Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Главной его миссией была разведка и подготовка местности к боевым действиям со стороны Чезаре, задумавшего подчинить себе Папскую область. Чезаре Борджиа считали величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищали его упорство и недюжинный талант полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын , принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.

Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.

Картины


Изобретения и труды

Большая часть изобретений мастера не была создана при его жизни, оставшись лишь в записях и чертежах. Аэроплан, велосипед, парашют, танк… Им владела мечта о полете, ученый считал, что человек может и должен летать. Изучал поведение птиц и зарисовывал крылья разных форм. Его проект двухлинзового телескопа на удивление точен, а в дневниках имеется краткая запись о возможности «увидеть Луну большой».

Как военный инженер всегда был востребован, придуманные им легкие переметные мосты и колесцовый замок для пистолета использовались повсеместно. Занимался проблемами градостроительства и мелиорации, в 1509 г. построил канал св. Христофора, а также ирригационный канал Мартезаны. Герцог Моро отверг его проект «идеального города». Несколько столетий спустя по этому проекту осуществлялась застройка Лондона. В Норвегии имеется мост, построенный по его чертежу. Во Франции, уже будучи старцем, спроектировал канал между Луарой и Соной.


Дневники Леонардо написаны легким, живым языком и интересны для прочтения. Его басни, притчи и афоризмы говорят о многогранности великого ума.

Тайна гения

Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Главная из них открылась сравнительно недавно. Но открылась ли? В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieuré de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.

Само существование подобной организации вызывает сомнения у большинства историков. Но такие сомнения могли быть посеяны членами Приората, желавшими продолжать свою деятельность в тайне.

Если принять эту версию за правду, становятся понятными привычка мастера к полной независимости и странное для флорентийца тяготение к Франции. Даже стиль письма Леонардо – левой рукой и справа налево – можно истолковать как имитацию еврейского написания. Такое представляется маловероятным, но масштаб его личности позволяет делать самые смелые предположения.

Истории о Приорате вызывают недоверие ученых, но обогащают художественное творчество. Самый яркий пример – книга Дэна Брауна (Dan Brown) «Код да Винчи» (Da Vinci Code) и одноименный фильм.

  • В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии . Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
  • Маэстро был вегетарианцем . Людей, потребляющих животную пищу, называл «ходячими кладбищами».
  • Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
  • Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
  • Телевизионный мини-сериал «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду «Золотой глобус» .
  • назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Все мы знаем, что есть музыканты, художники, архитекторы, учёные, писатели, изобретатели, врачи и математики. А что если всё это один человек? Подумайте, как, например, врачу может пригодится талант художника?

Леонардо да Винчи- яркий пример "универсального человека", который умел делать всё и стремился изучить любой вопрос до основания. Я читала опубликованные выдержки из его многочисленных записных книжек (известно о 7 тысячах листов с записями мелким убористым почерком) и меня зацепила фраза: "Я видел женщину..." а дальше в мельчайших деталях, как падал на неё свет, оттенки цвета кожи, воздуха, сияние глаз и складки платья. Я удивилась, что сама никогда так людей не рассматривала, и тогда меня очень заинтересовал этот человек- необыкновенно наблюдательный, пытливый, с неиссякаемой жаждой узнавать мир.

«Опиши язык дятла и челюсть крокодила.» Что это? Запись биолога или орнитолога? Нет. Это запись Леонардо.

Этого человека интересовало всё — законы механики и вопросы геологии, строение человека, животных и растений, и вопросы мироздания, и, наконец вопросы перспективы и композиции, изображение растений, свет, цвет, тени, фигура, лица, одежда. Запись о дятле и крокодиле была ему нужна для постижения законов механики. Дело в том, что движение языка дятла чрезвычайно своеобразно, а у крокодила, по старым представлениям, в отличии от других животных, верхняя челюсть подвижна.

"Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться."

(Леонардо да Винчи)


Как рассказывать детям о Леонардо да Винчи

Как обычно очень впечатляют по способу подачи компактной информации мультики)

«И ты, живописец, учись делать свои произведения так, чтобы они привлекали к себе своих зрителей и удерживали их великим удивлением и наслаждением.» - писал Леонардо да Винчи и это высказывание относится и к этой его картине.

Обычно авторы статей о гении подробно описывают его изобретения, но редко упоминается о том, что это был еще и совершенный внешне человек: высокий, статный, красивый, наделённый недюжинной физической силой. Кроме того он был большим модником, музыкантом и замечательным рассказчиком. Народ следовал за ним буквально по пятам. К сожалению этот портрет можно составить только из описаний современников- автопортрета художник не оставил. Тот знаменитый портрет сангиной , который в википедии упоминается как автопортрет, скорее всего таковым не является: из последних исследований творчества художника следует, что это набросок портрета одного из апостолов. Кроме всего сказанного выше, он был добрым (известно, например, что он покупал птиц в клетках, чтобы выпустить их на волю), а так же скромным человеком: он считал, что ни одного дела не довёл до конца.

Творим как Леонардо да Винчи

  • Легенда о щите Медузы.

Рассказывают, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов.

Попробуйте нарисовать такой устрашающий врагов щит!

  • Рисуем портрет.

Создадим фон для загадочной "Моны Лизы" или " Джоконды". До Леонардо никто так тщательно и в такой уникальной технике не вырисовывал фон на портретах. Такой способ рисования, когда дополняется готовый портрет, очень подходит дошкольникам: портреты у нас получаются ещё не очень, но вот с фонами обычно фантазия не подводит)

детей не остановить!)

Леонардо был очень привязан к своей "Джоконде" и не расставался с нею до самой смерти, продолжая работать над ней и добиваясь совершенства.

Известно всего лишь 12 законченных картин Леонардо, но каждая из них стала шедевром мировой живописи. Примечательно, что сам мастер не считал себя художником, а называл себя музыкантом, а позже инженером.

  • "Даже самая маленькая кошка – это произведение искусства."

Рисуем животное в движении, изучаем пропорции тела животных. Леонардо был лучшим анатомом тех времён. Животное может быть и фантастическим.

Известно, что у Леонардо да Винчи было хорошее чувство юмора. Однажды он взял живую ящерицу, приделал к ней крылья из из чешуек кожи, содранной им с других ящериц, и наполнил их ртутным составом так, что они трепетали, когда ящерица начинала ползать. Затем, приделав ящерице глаза, рога и бороду, приручил и держал в коробке. Время от времени он показывал ее своим друзьям, которые, завидев такое чудовище, тут же пускались наутек.

  • Рисуем своё изобретение.
наброски Леонардо

Детские изобретения, рисунки которых я видела: блинница, мост для животных, ловушка для хулиганов, машина времени...

"Ни принцы, ни папы не заставят Леонардо делать то, что находит он скучным или недостаточно прекрасным."(Леонардо да Винчи)

  • Знакомимся с фресками.
  • рисование фрески
    супер арт проект с рисованием фрески
  • Знакомимся с Леонардо- писателем: "Увидела бумага, что вся она покрыта тёмною чертою чернил, и стала печалиться; а чернила ей доказывают, что из-за слов, которые нанесены на неё, её и сохраняют."(Сказки, легенды, притчи Леонардо да Винчи) Подходящие для детей, особенно в свободном пересказе, поскольку слог довольно архаичен: "Гусеница"о терпении,"Летучая мышь и ласточка","Крот"- о лжи и др.
  • Леонардо Да Винчи умел рисовать левой рукой и писать правой одновременно. Попробуйте!
  • Свои дневники да Винчи зашифровал. Поразительно, но он умел писать справа налево. Читать его записи можно было только с помощью зеркала. Попробуйте подойти к зеркалу и прочитать написанное справа налево слово! (слова заранее напечатайте для каждого ребёнка)
  • Он придумал и особую систему тайнописи, нередко, вписывая одну строку в другую и широко применяя замысловатые графические знаки и символы. Очень кстати было бы и ребятам придумать свой шифр или заняться разгадыванием готовых шифровок и ребусов.
  • Изобретаем как Леонардо.

Доступные для детей модели:

Леонардо очень преуспел как военный инженер. В его чертежах были и танки, и пулемёты. Попробуем и мы с ребятами представить, как отливаются в формах ядра и детали будущих металлических орудий.

"Я знаю как строить очень легкие и крепкие мосты, пригодные к транспортировке при нападении и отступлении, защищенные от огня и снарядов." - писал Леонардо да Винчи, представляясь, как специалист, искушенный в сфере военной инженерии.

Например, арочный мост изготавливался из бревен, связанных вместе канатами. В результате получались две арки. По середине моста была деревянная мостовая, закрепленная на перекладинах. Такие мосты легко могли быть построены из доступных материалов, могли перевозиться с помощью канатов и были предназначены, в основном, для военных целей.

DohVinci - набор для творчества, открывающий перед ребенком удивительный мир фантазий. Великолепный ассортимент этой торговой марки позволяет выбрать подарок для мальчишек и девчонок разного возраста. Всевозможные вариации основ, а также дополнительные аксессуары, позволяют развивать в малышах чувство прекрасного, учат их проявлять свою индивидуальность, выражая ее в изделиях ручной работы.

Hasbro - не простые детские игрушки

Hasbro - производитель игрушек с мировым именем, который постоянно расширяет свою коллекцию предложений, пополняя ее новаторскими разработками и идеями.

Эта торговая марка существует много десятилетий и на данный момент является одним из лидеров на мировом рынке детских товаров. Следуя пожеланиям клиентов, Hasbro неустанно совершенствуется. Одной из самых ярких новинок, выпущенной в серийное производство, есть торговая марка Play-Doh. Это наборы пластилина, созданного по уникальным технологиям. Его мягкая текстура, разнообразие цветов и красивая подача - факторы, благодаря которым наборы для творчества Play-Doh стали очень популярными у детей. Они стимулируют не только приобщение малышей разного возраста к ручной работе, но и являются замечательным, а главное - безопасным материалом, с которым интересно работать.

Другим, но не менее интересным направлением производителя, есть серия DohVinci. Набор для творчества этой торговой марки надолго увлечет ребенка, оставив по себе не только воспоминание об игре, но и дорогой сердцу сувенир.

Что такое DohVinci?

Дети любят рукоделие, но со временем обычная лепка, рисование и мозаика приедаются, не доставляют такого удовольствия, как раньше. Да и довольно скудный выбор цветов материала сильно ограничивает фантазию. Набор для творчества Hasbro DohVinci способен кардинально изменить отношение детей и их родителей к рукоделию. Что же это такое, что прячет в себе красочная коробочка - очередную скучную игру, или нечто потрясающее?

DohVinci предлагает довольно много вариантов наборов, каждый из них укомплектован основой, которую ребенок может украсить так, как подсказывает ему фантазия или руководствуясь инструкцией с пошаговыми рекомендациями. Материалом, который предстоит использовать в работе, является уникальный мягкий пластилин, после завершения работы он застывает, при этом не отлипает от основания, сохраняя прекрасный внешний вид поделки долгое время. В состав не входят токсичные вещества и едкие красители, что делает материал безопасным для детей. В отличие от привычных и обыденных занятий рукоделием, DohVinci - набор для творчества, который предполагает развитие у ребенка настоящего дизайнерского таланта.

Создавать свой шедевр нужно при помощи специального пистолета, в него вставляются тюбики-картриджы с пластилиновой массой. Она легко выделяется при нажатии на кнопку и ложится тонкими полосами, позволяя наносить на основу поделки разнообразные витиеватые узоры, делать фактурный орнамент с 3D-эффектом.

Подарок, который по достоинству оценит каждая девочка

Малышки с пеленок подражают маме или старшей сестре, копируя их повседневные занятия и, конечно же, они любят прихорашиваться. Набор для творчества DohVinci «Стильный туалетный столик» поможет обустроить персональный уголок для юной модницы.

Дополнительным преимуществом комплекта есть то, что столик нужно смастерить вручную. Это доставит массу удовольствия девочке, ведь она сможет украсить его так, как ей захочется. В набор, кроме основы и пистолета, входят дополнительные декоративные элементы для составления композиции - нежные цветы, красочные бабочки и

Такой подарок, как набор для творчества DohVinci «Туалетный столик», не оставит равнодушной ни одну девочку, мамы, которые дарили его своим дочкам, убеждают, что конечный результат оправдывает усилия потраченные на то, чтобы его создать. После того как игрушка собрана и украшена, она станет замечательным аксессуаром для игры с подружками и любимыми куклами, а также местом для хранения первых девичьих украшений.

Мальчишки тоже любят творить!

Частенько мальчиков ограждают от разнообразных творческих занятий, считая их уделом девочек. Но это неправильная тактика - мальчики не меньше своих подружек любят мастерить что-то своими руками. Конечно же, им вряд ли придется по вкусу набор с откровенно девчачьим наполнением, но DohVinci также представляет серию «Студия дизайна». Это чудесная коллекция фантастических аксессуаров, которые украсят комнату маленького мужчины - настоящая алхимическая колба, микшер для смешивания пластилина разных цветов и декоративные тарелочки, на которые мальчишки с удовольствием наносят великолепные узоры. Полученные изделия также могут стать прекрасным и оригинальным подарком однокласснице или маме к празднику.

Как побудить ребенка к творчеству?

К сожалению, стремительное развитие и популяризация интернета, разнообразных интерактивных игр не обошли стороной детей даже самого раннего возраста. Но если малыша мама еще может заинтересовать совместными посиделками за рисованием или лепкой, то приобщение к рукоделию ребенка школьного возраста стает настоящей проблемой. Нужно предложить ему действительно нечто потрясающее и захватывающее, а самое главное - необычное, тогда он вмиг забудет обо всем на свете. Многочисленные отзывы родителей и самих рукодельников утверждают, что DohVinci - набор для творчества, который способен заставить забыть детей о компьютерных играх, мультфильмах и даже времени.

А ведь творчество с помощью мягкого пластилина DohVinci не ограничивается созданием одного набора. В магазинах продаются дополнительные картриджи с массой разного цвета, количество ее оттенков просто огромное, кроме того, она может быть с глиттером. Найти применение такому материалу просто, ведь ним можно украшать любую заготовку (шкатулки, рамки для фотографий или вышивки, красивых картинок). Отличным примером оформления работы может стать набор для творчества DohVinci «Фоторамка цветочная башня». Эта замечательная рамка-триптих для фотографий ребенка, которая поможет достойно оформить кадры со значимыми для него событиями или людьми.

Творим вместе!

Любая ига станет еще более интересной и захватывающей, если ребенок увлечен нею с родителями или друзьями. Веселое и непринужденное времяпрепровождение - залог гармоничного и всестороннего развития. Очень важно позволять детям не только учиться или заниматься спортом, но и давать им реализовывать свой творческий потенциал.

Похожие публикации