Есть ли экскурсии по Сайменскому каналу? Сайменский канал. Путешествие из России в Финляндию Где начинается сайменский канал с финской стороны

на т/х «M/S Carelia»

Возможные даты тура:

Программа тура

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г. Выборг, где находится единственный в России средневековый остров-замок постройки XII века. 10:30 поздний завтрак. 11:30 обзорная экскурсия по городу с посещением природно-ландшафтного парка Монрепо и Выборгского замка, где Вы посмотрите игрища викингов, рыцарский турнир и отведаете хмельной грог. 16:00 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка. На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 17:00 отправление теплохода в Лаппеенранту. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: ужин (шведский стол) финских кулинаров, бар, магазин беспошлинной торговли «Duty free» и развлекательная программа. 21:30 ориентировочное прибытие в Лаппеенранту. Размещение в уютных номерах гостиницы 3*. В отеле есть бар, ресторан. Свободное время.

8:00 завтрак в отеле (шведский стол). 10:00 обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов. 13:00 отправление в г.Иматра. 13:30 обзорная по г.Иматра, в ходе которой Вы увидите замок-отель «Иматран Валтионхотелли» и знаменитый коронный парк. 14:30 Посещение аквапарка «Сказочный лес» (за доп. плату). 19:00 Знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 19:30 отправление автобуса в Санкт-Петербург. 23:45 ориентировочное прибытие в Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

В стоимость тура включено:

  • Экскурсионное обслуживание
  • Завтрак в первый день
  • Ужин на теплоходе
  • Размещение в отелях выбранной категории с завтраком (шведский стол)

Дополнительно оплачивается:

  • Входной билет в аквапарк

Морское путешествие по Сайменскому каналу с посещением 4-х городов!!!

СПб - Выборг - Лаппеенранта - Иматра - Савонлинна - СПб

Возможные даты тура:

Программа тура:

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г. Выборг, где находится единственный в России средневековый остров-замок постройки XII века. 10:30 поздний завтрак. 11:30 обзорная экскурсия по городу с посещением природно-ландшафтного парка Монрепо и Выборгского замка, где Вы посмотрите игрища викингов, рыцарский турнир и отведаете хмельной грог. 16:00 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка. На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 17:00 отправление теплохода в Лаппеенранту. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: ужин (шведский стол) финских кулинаров, бар, магазин беспошлинной торговли «Duty free» и развлекательная программа. 21:30 ориентировочное прибытие в Лаппеенранту. Переезд в г.Иматра. Размещение в номерах гостиницы 3 *. Свободное время.

8:00 завтрак в отеле (шведский стол). Обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов.Отправление в г.Иматра. Обед за доп.плату.Обзорная по г.Иматра, в ходе которой Вы увидите замок-отель «Иматран Валтионхотелли» и знаменитый коронный парк. Посещение магазинов и супермаркетов. Свободное время. Посещение аквапарка «Сказочный лес» (ориентировочное время пребывания в аквапарке 2,5 часа). 19:00 Знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 19:30 Отправление в отель. Свободное время в отеле.

8:00< завтрак в отеле (шведский стол). 9:00 отправление в г.Савонлинна. 11:00 прибытие в г. Савонлинна. Экскурсия по городу Савонлинна - одному из самых популярных туристских мест Финляндии с посещением величественной крепости Олавинлинна. Крепость и два ее музея (музей истории крепости и православный музей) открыты круглый год. Олавинлинна - наиболее хорошо сохранившееся военное укрепление на севере Европы. Свободное время для прогулки по центру города, по всевозможным маленьким магазинам и небольшим бутикам улицы Линнанкату и многочисленным магазинчикам «Кирпутори». В центре города также есть несколько универмагов, где продаются, в частности высококачественные текстильные изделия и керамика. 15:00 отправление в Санкт-Петербург на автобусе. 23:00 - Ориентировочное прибытие в Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

Дополнительно оплачивается:

  • Консульский сбор + страховка 43 евро
  • Входной билет в аквапарк
  • Входной билет в крепость Олавинлинна - взрослый - 5евро, дети- 2,5евро

В стоимость тура включено:

  • Автобусное и теплоходное обслуживание
  • Экскурсионное обслуживание
  • Завтрак в первый день
  • Входные билеты в Выборгский замок и парк
  • Ужин на теплоходе
  • Размещение в отеле с завтраками (шведский стол)

Эксклюзивное морское путешествие по Сайменскому каналу

На т/х «M/S Carelia»

по маршруту СПб - Выборг - Лаппеенранта - Иматра - СПб

Обратно домой из Финляндии в Россию по Сайменскому каналу на теплоходе!!!

Возможные даты тура:

Программа тура:

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г.Выборг, небольшая остановка. 10:30 отправление в г. Лаппеенранта. 12:00 ориентировочное прибытие в г. Лаппеенранта. Обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов. Переезд в г.Иматра. Размещение в уютных номерах гостиницы 3* в г. Иматра. Посещение аквапарка «Сказочный лес» (ориентировочное пребывание в аквапарке 3 часа) 19:00 знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 20:00 переезд в отель. Свободное время в отеле.

6:00 завтрак в отеле (шведский стол). 6:45 отправление автобуса в морской порт г.Лаппеенранты. 7:30 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia». На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 08:00 отправление теплохода в Выборг. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: обед (шведский стол) финских кулинаров, бар и магазин беспошлинной торговли «Duty free». 14:30 ориентировочное прибытие корабля в порт г.Выборга. Посадка на комфортабельный автобус, отправление в г. Санкт-Петербург. 18:00 ориентировочное прибытие в г.Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

В стоимость тура включено:

  • Автобусное и теплоходное обслуживание
  • Размещение в отеле с завтраком (шведский стол)
  • Обед на теплоходе

Дополнительно оплачивается:

  • Консульский сбор + страховка 42 евро
  • Входной билет в аквапарк

В этом материале мы расскажем вам про круизы по Сайменскому каналу. Вы узнаете о теплоходах, на которых вы сможете совершить эти замечательные путешествия. Из порта Лаппеенранты и Иматры совершается достаточно много экскурсий, где у вас будет отличная возможность полюбоваться красивейшими финскими пейзажами. Можно подобрать подходящий круиз не только на несколько часов, но и на несколько дней. Отметим, что из порта Лаппеенранты можно добраться даже до российского города Выборг. Круизы проходят по историческому Сайменскому каналу и ежегодно на такие виды прогулок приезжает большое количество туристов. Вообще нужно сказать, что отдыхать летом в Финляндии одно удовольствие. Развлечений предлагается достаточно много, а вам остается только выбрать наиболее подходящий вариант. Итак, давайте начнем наш маленький обзор.

Carelia

Это единственный теплоход, который курсирует между финским городом Лаппеенранта и Выборгом. Вы можете приобрести билет, как в одну сторону, так и купить туристический пакет, в который будет включено проживание в гостинице. На борту работает ресторан и кафе, где вы сможете попробовать кулинарные блюда финской кухни. Также вы можете посетить магазин беспошлинной торговли «Duty-Free» и приобрести алкоголь, косметику, парфюмерию и другие товары по значительно низким ценам. На теплоходе расположена открытая верхняя палуба, поэтому можно выйти и насладиться красотами местной природы.

Camilla

Судно вмещает до 200 гостей. Совершает круизы по Сайменскому каналу и шхерам из города Лаппеенранта. В путешествии по Сайменскому каналу пассажиры теплохода могут увидеть прохождение судна через 13-метровый шлюз. На борту работает ресторан и бар, где вы можете попробовать вкусно приготовленную еду и различные прохладительные напитки. Вы можете посетить открытую палубу и насладиться красотами озера Саймаа.

Christina

Теплоход «Christina» отправляется в экскурсионный круиз из пассажирского порта . Экскурсия проходит в направлении «Satamosaari», а в случае дождливой погоды вы проследуете в устье реки Вуокса. Судно совершает, как заказные круизы, так и рейсы по расписанию. Расписание и действующие цены вы сможете уточнить на официальном сайте компании. Экскурсии начинаются с начала июня и продолжаются до конца августа.

Brahe

Теплоход Brahe — это самый большой теплоход внутреннего плавания в Финляндии. На этом корабле, вы сможете купить как однодневный круиз, так и приобрести двухдневную экскурсию. Имеется несколько направлений. Маршрут Выборг-Лаппеенранта, Выборг-Хамина, Лаппеенранта-Савонлинна. Здесь хорошая кухня, поэтому вы сможете оценить приготовленные блюда. Также у вас будет возможность отправиться до Пуумалы и вернуться обратно в Лаппеенранту. Большим плюсом для туристов является то, что с собой в поездку, вы можете взять велосипеды. Теплоход отправляется из портов Лаппеенранта, Савонлинна, Пуумала, Хамина, Выборг.

Vuoksen Lautturi

На этом теплоходе можно совершить романтический речной круиз по реке Вуокса, которая протекает через город Иматра. В летний период экскурсионные круизы по Вуоксе организуются ежедневно. Теплоход выполняет как заказные круизы, так и рейсы по расписанию. Отправление происходит от рыболовного парка «Vuoksen Kalastuspuisto», который находится рядом с бассейном в Иматре. На борту катера имеется 14 посадочных мест. Адрес: Kotipolku 4, остров Varpasaari, Иматра.

Suvi-Ellen

Теплоход совершает заказные круизы по Сайменскому каналу в соответствии с маршрутом и программой, составленной по вашему желанию. Корабль был построен в 1984 году в городе Савонлинна. В 2002 году он был модернизирован в Лаппеенранте. Судно способно вместить до 63 человек и выполняет круизы по Сайменскому каналу. На борту работает ресторан, где смогут разместиться до 32 человек. В следующем нашем материале мы хотим рассказать вам про небольшое , где вы узнаете о некоторых интересных местах, которые стоит увидеть.

Слушать тишину, вдыхать пропитанный еловым и сосновым ароматом воздух, следить за отражением облаков, плывущим по тихой воде, и участвовать в традиционных финских развлечениях – все это подарит вам короткое, но чрезвычайно насыщенное путешествие по Сайменскому каналу.

Путешествие по Сайменской системе

Полу-тысячелетняя история

Возраст Сайменского канала, соединяющего Выборгский залив с озером Сайма , насчитывает чуть более 150 лет. Но попытки его создания начались почти пол-тысячи лет назад. Впервые об этом задумался еще в 1499 году Эрик Туресcон Бьелке, комендант крепостей Выборг и Оланвилинна . Дело было в том, что Сайменская озёрная система была связана с Ладожским озером и Финским заливом только бурными и узкими порожистыми реками. Они отлично подходили для рыбной ловли, но, увы, совсем не годились на транспортировки грузов. Чтобы привезти жителями Суоми соль, спички и продукты из Швеции, нужно было 50 верст тащить корабли волоком по земле. Это не только затрудняло торговое сообщение, но и существенно повышало цены на товары. Эрик Туресcон Бьелке с энтузиазмом принялся за создание канала, начертил план работ, нанял рабочих… К сожалению, результатом усилий стал лишь ров длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. После этого работы пришлось остановить − стало ясно, что рытье канала займет слишком много времени и обойдется слишком дорого. После этого попытки соединить озеро Сайма с Финским заливом или Ладожским озером предпринимались множество раз, но успеха не имели. Все изменилось в начале XIX века. К тому моменту Финляндия стала частью Российской империи, а технологии строительства ушли далеко вперед. В 1826 году финны отправили депутацию крестьян к Николаю I с просьбой наконец соединить водной дорогой озеро Сайма и Финский залив. Император одобрил идею, но, увы, нужной для строительства суммы в казне в тот момент не нашлось. Работы по созданию канала начались лишь в 1845 году и продлились около 11 лет. На этот проект ушла астрономическая по тем временам сумма – 12 миллионов серебряных марок – но благодаря высокой эффективности канала затраты окупились всего за 25 лет. Сейчас общая протяжённость Сайменского канала составляет 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, а России − 34 км. Суоми арендует еще 19,3 км канала. Стоимость аренды составляет 1,22 миллиона евро в год плюс 18 евроцентов за каждую валовую единицу вместимости судов.Сейчас по каналу ежегодно проходят около 11,5 кораблей, которые перевозят 4,6 млн. тонн грузов.

5 часов тишины

Несмотря на громкое название «круиз», путешествие по Сайменскому каналу от Выборга до Лаппеенранты длится всего 5 часов. Но не спешите разочаровываться − за это время можно увидеть очень многое.

Шлюзы – специальные устройства, позволяющие судам преодолеть большой перепад воды − один из самых интересных моментов путешествия по каналу. Всего их придется преодолеть восемь: пять на российской стороне, и три – по другую сторону границы. Обязательно выйдете на палубу, чтобы полюбоваться быстротой и точностью работы шлюзов. На Сайменском канале, в отличие от круизов по судоходным российским рекам, кораблик не останавливается перед воротами шлюза в ожидании, когда они распахнутся. Здесь шлюзы автоматически открываются при приближении судна, подобно дверям в супермаркете. На то, чтобы заполнить шлюз водой и поднять кораблик на 10 метров уходит все насколько минут. Всего за время путешествия по Сайменскому каналу судно поднимаются на целых 80 метров.

По берегу Сайменского канала проходит дорога Выборг - Брусничное - Нуйяма - Лаппеенранта, по которой опытные путешественники наверняка много раз ездили в Финляндию. Плывя на кораблике, довольно любопытно взглянуть на эту дорогу с воды.

Рядом с четвёртым по счету (если ехать из России в Финляндию)шлюзом под названием «Илистое» (финское имя − Lietjärvi) расположено старое русло канала, которое использовалось до реконструкции 1960-х годов. Сейчас оно сохраняется в рабочем состоянии для тех случаев, когда необходим экстренный водосброс воды из канала.

После шлюза под названием Пялли кораблик выходит в открытое озеро Нуйяманйярви. Здесь хорошо смотреть на синюю водную гладь с небольшими гребешками волн и летающих над дней чаек. Также озеро интересно тем,что именно по нему проходит официальная граница России и Финляндии.

Поле последнего шлюза Mälkiä корабль входит в знаменитое озеро Сайма – крупнейшую и красивейшую водную систему Финляндии, великолепными видами которой можно любоваться бесконечно.

Материал по теме

Озерный край

Финляндия известна во всем мире как «страна тысячи озер», хотя на самом деле в этом удивительном крае их насчитывается 187 888 тысяч. Озера сетью раскинуты по территории страны, однако есть в Суоми регион, где их особенно много.

7 важных правил путешествия по Сайменскому каналу

Чтобы поездка по Сайменскому каналу не доставила никаких проблем, а доставила массу удовольствия, не лишним будет запомнить несколько простых правил:

Не стоит ожидать от этой поездки таких же живописных пейзажей, как от круиза, например, по Волге. Канал создавался прежде всего для перевозки грузов, так что здесь не будет разноцветных деревушек с золотыми церковными куполами и живописных лодочек, пришвартованных к крутым берегам. Зато, путешествуя по Сайменскому каналу, можно наслаждаться видами густых еловых лесов по берегам и бескрайним небом, отражающимся в тихой воде.

Не ждите от круиза крутых поворотов и виражей. Кораблик движется со скоростью чуть больше 10 километров (57 км длины Сайменского канала он проходит примерно за 5 часов). Зато такое неторопливое плавание как нельзя лучше подходит по характеру не любящим спешку финнам, так что обычно на корабле их можно увидеть великое множество.

Не забывайте о пограничном контроле, который ждет вас по прибытии в Лаппеенранту . Как ни странно, сотрудники таможни здесь часто более придирчивы, чем на «земных» пропускных пунктах.Сумки и чемоданы проверяют довольно часто, безжалостно изымая запущенные к ввозу Финляндию молочные и мясные продукты,

На пассажирских судах, курсирующих по Сайменскому каналу из России в Финляндию, работают магазины в Duty Free . Цены на алкоголь и косметику здесь в несколько раз выше, чем в приграничных магазинах Duty Free, но ниже, чем в Финляндии.Не забудьте, что алкоголь запрещено провозить, если вы въезжаете в Суоми менее, чем на 72 часа.

Путешествия хороши во все времена года, но по Сайменскому каналу лучше всего прокатится именно летом. Делов том, что любоваться красотой канала лучше с открытой верхней палубы, поскольку внутренние помещения на корабликах достаточно тесные и не обеспечивают хорошего обзора. А в ветренную финскую осень или весну выдержать дольше 15-20 минут на открытой палубе практически невозможно.

На кораблике, курсирующем о Сайменскому каналу, предлагается ужин по системе«шведский стол» стоимостью 19 евро. На первый взгляд это дорого, но учтите, что за пару сэндвичей и мороженое в буфете корабля придется отдать примерно столько же. В то время как в цену шведского стола входят салат-бар, несколько горячих блюд с гарнирами и кофе. Кроме того, в ресторанчике на корабле обычно устраивают караоке. И песни обычно звучат здесь на финском языке, понаблюдать, как поют хором жители Суоми, очень любопытно.

Если вы окажетесь на корабле в сумерки, не забудьте полюбоваться эффектным отражением береговых фонарей в темной воду канала.

Как добраться?

Отправиться в путешествие о Сайменскому каналу можно двумя способами − с турфирмой или самостоятельно.

  • С турфирмой. Обычно турфирма предлагает двухдневную поездку с ночёвкой в Лаппеенранте. Стоимость такого тура составляет 200-250 евро на человека.
  • Самостоятельно. Можно самому купить билеты на кораблик, курсирующий межу Выборгом и Лапеенрантой. Сделать это можно петербургском офисе компании Saimaan Matka verkko Oy или на сайте www.saimaacruises.fi .Стоимость поездки составит около 50 евро на человека в один конец.

За Сайменским каналом мы обычно наблюдаем из окна автомобиля или автобуса. Сайма манит солнечными бликами на синей глади, хочется остановиться и прогуляться до берега. Но останавливаться нельзя: пограничная зона. А вот прокатиться на кораблике из Выборга в Лаппеенранту можно и нужно.

В первую очередь потому, что Сайменский канал - уникальное сооружение. Это не природа так задумала, а люди пробили в скальных породах между озерами каналы и замкнули их в единую цепь. И теперь, через 150 с лишним лет, мы можем любоваться местными красотами с борта теплохода.

Но об истории позже, сначала о практической стороне вопроса. Поехать в круиз по Сайме очень просто. От Лаппеенранты до Выборга и обратно курсирует старый, но не потерявший резвости, немецкий пароходик «Карелия». Билеты от пункта до пункта дает право на передвижение на пароходе из точки А в точку Б. Хотите большего - купите круиз, который включает в себя более широкий спектр услуг: помимо самого путешествия, ужин на пароходе, размещение в отеле и обратный трансфер.


Но сначала надо добраться до Выборга. Это можно сделать автобусом, маршруткой или электричкой. К сожалению, летом в Выборге не останавливается «Аллегро». Из всех предложенных вариантов самый удобный – электричка, которая уходит с Финляндского вокзала, причем скорая - «Ласточка» - долетит до Выборга за один час пятнадцать минут. Чуть дороже обычного, но зато быстро и кресла удобные. Кроме того, можно добраться до Выборга и на большом туристическом автобусе.


Если вы не собираетесь останавливаться в Лаппеенранте и хотите рвануть вглубь Финляндии, можно, например, за 4 евро доехать до Йоенсуу или за 5 евро до Хельсинки на автобусе компании Onni. Недавно они открыли , который следует из Хельсинки в Йоенсуу через Лаппеенранту.

Однако, что бы вы ни планировали, собираясь в это путешествие, настройтесь на пять с половиной часа созерцания сайменских волн и суровых скал, поросших кустами и деревьями. На мой взгляд, это путешествие – просто терапия души. И начинается она на причале в Выборге. Время отправления - 16.15, прибытие в Лаппеенранту – 21.45.

На борту

Нас, питерских, часто обвиняют в том, что, мол, заелись, в Финляндию за фейри и сыром ездят. Между тем, ничего особенного в этом нет. Финны тоже к нам ездят не только за бензином. Водные круизы на «Карелии» пользуются у соседей большой популярностью. Во-первых, дешево, во-вторых, для финнов старшего возраста такая поездка – возможность побывать в старом финском городе Виипури. Ну и покупок наши соседи не чураются. Везут веники, льняные салфетки, выборгские крендели, даже наши овощные закрутки и чай.


«Карелия» отчаливает вовремя и направляется в бухту Защитная, где начинается Сайменский канал. Пассажиры высыпают на верхнюю палубу, наслаждаясь солнцем и озерными красотами, мужская половина – пивом, купленным в Выборге.


После первого со стороны России шлюза «Брусничное» начинается 20-километровая территория, аренда которой была продлена несколько лет назад договором между Россией и Финляндией.


Говорят, шлюзование совершено безопасная операция, но когда вода начинает прибывать в закрытую камеру, а между стенкой шлюза и бортом – буквально пара метров, становится немного тревожно. Хотя к концу путешествия привыкаешь и воспринимаешь эти подъемы как само собой разумеющееся.

Пока мы идем по российской территории. Живописные озера Малое и Большое Цветочное, Большое Илистое и Нуйямаярви соединены между собой узкими рукотворными каналами. Невозможно представить, что все это сделано людьми, но факт остается фактом. Лично для меня Сайменский канал такое же чудо, как Египетские пирамиды или Собор Парижской богоматери.


Справа – отвесный скальный берег, слева – идиллические лужайки с редкими палатками, а то и роскошными дачами (как говорят, пограничных генералов). Судя по тому, что посторонние на этой территории не ходят, так оно и есть.


Граница между Россией и Финляндией проходит по озеру Нуйямаярви. Ее можно было бы и не заметить, если бы не изменилась обстановка: на левом берегу появились гуляющие люди, машины и даже пасущиеся кони. И никакого пропуска в приграничную территорию не нужно. Кстати, где-то на берегу Сайменского канала мы видели поля клубничной фермы. Но сборщиков уже не было. Они работают утром.


К моменту пересечения границы мы уже отобедали лососем, и вскоре пришло время предаться культурным развлечениям. Не знаю, как сейчас, а во время нашей поездки культурную программу вел певец по имени Keorki, ради которого «Карелия» причалила к берегу сразу после пересечения границы. Он прибыл с мобильной аппаратурой, расположился в кают-компании, и началось действие под названием хоровое пение. Представьте, полное помещение людей, все с песенниками, Георгий называет номер песни, все шелестят страничками, открывают нужную и начинают петь под аккомпанемент ведущего. Это очень трогательно, поверьте, и совершенно не похоже на караоке: такая душевная и объединяющая акция…


История вопроса

«Сайма – уникальная озерная система, площадь которой равна территории Бельгии. Больше нигде в мире нет такой длинной и изрезанной береговой линии. Мысль о создании канала посредством соединения природных озер смущала умы здешних жителей еще в середине 15 века, однако материальная и техническая возможность осуществить дерзкую идею появилась только в середине 19 века. Начатый в 1845-м, при Николае I, законченный в 1856 году при Александре II, названный «царским», Сайменский канал по тем временам был прогрессивным гидротехническим сооружением.

Интересно, что в день открытия канала в Выборге загорелся замок, и пожар был чреват большими последствиями, поскольку в непосредственной близости находились боеприпасы, но все обошлось благополучно благодаря мужеству огнеборцев.

В эксплуатацию канал был сдан на 4 года раньше намеченного срока и обошелся казне дешевле запланированного – почти 12 с половиной миллионов финских марок. Как утверждают историки и газеты тех времен, это стало возможным благодаря распорядительности и честности финнов, которые строили канал, а также дешевизне рабочей силы, в том числе и арестантской, которая здесь использовалась.


Те же источники сообщают, что польза от канала была бы значительно больше, если в его строительство не вмешались выборгские купцы. Путем всевозможных интриг они добились того, чтобы канал сделали узким. Чтобы пройти в Финляндию вверх по каналу суда шириной более 7 метров были вынуждены перегружать свой товар в Выборге на так называемые сайменские баржи, построенные специально под размеры канала.

И, тем не менее, невозможно было недооценить значение нового сооружения. По каналу в обе стороны устремились мощные грузовые потоки. Потребовались новые суда и паровые машины, вследствие чего стало бурно развивалось судо- и машиностроение.


И, наконец, благодаря каналу в Южной Карелии начался настоящий туристический бум. Сюда хлынули состоятельные туристы из России и Европы. В лучшие сезоны количество пассажирских судов, проходивших ежедневно по каналу, доходило до 27. В финских путеводителях тех времен, коих издавалось множество, можно найти информацию о Сайменском канале и его окрестностях, о расписании пароходов, о том, где можно нанять лошадей, о гостиницах, курортах, развлечениях и ценах. Целая флотилия роскошных пассажирских ходила по Сайме. Туристические маршруты вели не только в Лаппеэнранту, но и в Куопио, Йоенсуу, Иматру, Пуанкахарью и Савонлинну.


Особенно модными были путешествия на иматранские пороги – Иматранкоски. Среди состоятельных петербуржцев существовало даже такое выражение – «прокатиться на пороги». Во время российских праздников гостиницы Финляндии заполнены туристами из России. Стоит заметить, что уже в те годы состоятельные петербуржцы покупали дачи по берегам канала. Самой известной из них была дача министра иностранных дел России А. Вон Гиерса».

Как узнаваемо все это звучит сегодня! Одна разница – моды изменились, и путешествия стали доступнее.



Миновав промышленный порт, мы подходим к последнему, восьмому и самому большому на Сайменском канале шлюзу Мялкиа. Перепад высоты здесь достигает 12,4 метра. Добравшись до конечного пункта, «Карелия» поднялась больше, чем на 75 метров. Мы входим в гавань Лаппеэнранты, освещенную малиновым закатным солнцем, которое садится за бастионом».


Совершив первую поездку из Санкт-Петербурга в Финляндию, обратили внимание на то, что значительная часть автомобильной трассы проходит вдоль искусственного канала. Заинтересовались, полезли в книжки и Интернет. Выяснили, что уже со второй половины XIX века финское озеро Сайма и Выборгский залив Балтийского моря связывает судоходный Сайменский канал общей протяженностью без малого 60 км. Естественно, возникло желание «познакомиться» с этим гидротехническим сооружением поближе.

Как добраться до Сайменского канала?

Экскурсии по Сайменскому каналу организуют теплоходами как из Выборга, так и из финского городка Лаппенранта. Переход занимает пять с половиной часов. Из-за ограниченности во времени мы выбрали другой вариант: автобусная экскурсия в Финляндию с двухчасовой прогулкой на теплоходе по каналу за первый шлюз.

Начало поездки не сулило безмятежного отдыха – от самого Питера до границы дождь струйками разбегался по автобусным стеклам. Однако, к нашему прибытию на причал Лаппенранты солнце почувствовало себя смелее. Зонты были спрятаны.

Погрузка на теплоходик прошла энергично, и вот мы уже отчаливаем. По правому борту – причалы для стоянки яхт и катеров. Их количеству может позавидовать иной южный курорт!

Через несколько минут мы уже выходим из бухточки на просторы озера Сайма.

Берега начинают сближаться, мы входим в канал. Глядя на эти аккуратные откосы, выложенные гранитными плитками, ухоженные газоны, трудно себе представить весь титанический объем грубой, черновой работы, предшествовавшей сегодняшнему порядку.

Больше 36 км гранита пришлось расколоть, взорвать, распилить, выгрызть, чтобы создать искусственное русло глубиной чуть больше 5 метров и шириной 30-34 метра.

Еще 23 км канала – это природные реки и озера.

В двух километрах от начала канала находится первый из восьми шлюзов – Мялкия. Конструкция всех шлюзов одинакова. Верхние ворота – подъемно-опускные, нижние – распашные. Ширина камеры – 12,5 м, длина – 85 м.

Различаются шлюзы только высотой перепада воды. Мялкия – самый впечатляющий лифт, поднимающий (опускающий) суда на 12,4 м.

Вдумайтесь: уровень Сайменской озерной системы почти на 80 м выше уровня воды в Выборгском заливе! На всем протяжении канала построено 8 шлюзов, которые обеспечивают судоходство.

Мысли о соединении Сайменской озерной системы с Балтийским морем искусственным каналом издавна не давали покоя правителям здешних мест. Но несовершенство техники и технологий, а главное - отсутствие достаточного финансирования препятствовали реализации смелых планов. Только российский самодержец Николай I, осознавая необходимость обустройства территорий, вошедших в состав империи после русско-шведской войны, принял решение о строительстве канала. Земляные работы начались в 1845 году. Торжественное открытие канала состоялось уже при императоре Александре II, в 1856 году.

А через 5 лет добрая половина экспорта финского леса шла через канал, восточная Финляндия оказалась более доступной для путешественников, среди состоятельных петербуржцев стало модным строить дачи на живописных берегах канала.

Интенсивная эксплуатация канала осуществлялась вплоть до войны 1939 года между СССР и Финляндией. После завершения войны канал оказался разделенным между двумя государствами. Только в 1962 году (!) было подписано соглашение, по которому Финляндии передавался в аренду на 50 лет сам канал и прилегающие территории. Сразу же, с 1963 по 1968 годы была проведена реконструкция шлюзов для прохода более крупных судов. Вместо первоначальных 15-ти шлюзов было построено 8, с одновременной разработкой нового, более широкого русла.

Тем временем, теплоход вышел из шлюза и на ближайшем широком месте развернулся в обратный путь. Оставив справа по борту ворота старого шлюза, мы входим в камеру современного Мялкия.

Каких-то десять минут бурлящей воды вокруг – и мы на верхнем «этаже» канала.

Северный август словно позволил рассмотреть устройство канала, шлюза и снова нагнал на нас дождевые тучи.

Впереди показался фонтан, устроенный посреди бухты, - путешествие подходит к концу.

Мы еще раз вернулись к шлюзу Мялкия, чтобы увидеть всю картинку с берега. Чтобы увидеть заросшее камышом старое русло.

Чтобы увидеть новое русло.

Чтобы увидеть российские яхты, возвращающиеся в родной порт.

Возвращающиеся по водному пути, который сами фины признают заслугой России и российских императоров.

Похожие публикации