Кораблекрушение в цемесской бухте. Цемесская бухта Город герой расположенный на берегу цемесской бухты

Новороссийск называют южными вратами России. Это мощный современный промышленный город, огромный порт, база кораблей Черноморского флота Российской Федерации. Это и славное прошлое, о чем напоминают величественные памятники времен Революции и Великой отечественной войны, это «Малая земля».

Свое знакомство с Новороссийском мы решили начать с его портовой части — прогуляться по набережной, увидеть знаменитый крейсер «Михаил Кутузов». И что может быть лучше морской прогулки! О ней — мой сегодняшний рассказ.

Выйдя на набережную, мы увидели у причала прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»*, который через несколько минут собирался отчаливать на полуторачасовую прогулку. Голос из динамика созывал людей. Такая удача! И вскоре мы уже любовались красотами огромной Цемесской (Новороссийской) бухты.

* Владимир Шапурко (1936-2009) — инженер, всю жизнь посвятивший судам Новороссийского пароходства, работал в Новороссийской инспекции Регистра СССР. Осуществлял надзор за постройкой и ремонтом российских судов. Неоднократно бывал за рубежом для выполнения особо ответственных заданий. С 1994 года — заместитель начальника инспекции. Участвовал в расследовании причин гибели пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Награжден многочисленными медалями и грамотами, его имя занесено на Доску Почета Главного управления Регистра.

Прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»

Погода по дороге из в Новороссийск нас не радовала. С гор сползали тяжелые тучи, предвещавшие бурю. Однако потом все удивительным образом рассосалось, и мы увидели всю красоту Цемесской бухты, Маркотхского хребта, Новороссийского порта.

Проклятие Цемесской бухты?

Как прочитала потом, непроста и зловеща Цемесская бухта бухта. Много кораблей погибло здесь, некоторые из них — по неизвестной причине. Вспомнить хотя бы трагедию пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года, когда при столкновении с сухогрузом море унесло жизни 423 человек. А еще раньше, в 1918 году по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот — во избежание сдачи немцам. Скорбная фигура матроса — возвышается на горном откосе около трассы М-4 «Дон». В годы Великой отечественной войны здесь погибло несколько десятков кораблей, некоторые из которых не найдены до сих пор. И еще немало других трагедий — гибели судов, людей.

А может и нет никакого проклятья этой бухты? Может дело в неистовой новороссийской боре, бушующей здесь осенью и зимой?

Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия темных и безлесных гор, Новороссийского укрепления.
Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе.
Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. — Константин Паустовский, «Черное море»

Или в том, что здесь самое интенсивное на Черном море движение морских судов? Ведь глубина Цемесской бухты в среднем около 21-27 метров, что позволяет входить сюда океанским кораблям и судам любого типа.

Как бы то ни было, но в тот день эта бухта в форме подковы предстала передо мной величественной и спокойной. Российские и иностранные суда стояли на рейде. В порту кипели работы. Чуть поодаль виднелись военные корабли Черноморского флота России — даже после возвращения Крыма в Новороссийске остается немало наших кораблей.

Перевалочный комплекс и нефтебаза «Шесхарис»

Буксир «Адмирал Серебряков»

Некоторые горы изрыты карьерами. Здесь добывают мергель — осадочную горную породу, сырье для высококлассного цемента.

Корабли на рейде в Цемесской бухте

Вдали, на горном хребте, там где Андреевский перевал, виднеется полуразрушенная башня — недостроенный ресторан «Семь ветров». Оттуда открывается великолепный вид на окрестности.

С юго-востока Цемесская бухта ограничена мысом Дооб, рядом с которым расположена Кабардинка — популярный курорт.

Увы, через какое-то время наш теплоход развернулся — пришла пора возвращаться в порт Новороссийска.

Панорама Цемесской бухты в сторону Новороссийска

Величественно смотрится мемориал «Малая земля», место 225-дневных ожесточенных боев в годы Великой отечественной войны. О нем рассказ еще впереди.

Мемориал «Малая земля»

Карьер «Новоросцемента» — добыча мергеля

Вновь проходим мимо военно-морской базы Черноморского флота России. Рассматриваем грозные корабли. Слева на фотографии — новейший малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Зеленый дол», проходящий ходовые и государственные испытания.

Портовые сооружения и суда

Морской вокзал «Новороссийск»

Крейсер «Михаил Кутузов»

Вот такая морская прогулка по Цемесской бухте получилась у нас. Обещанных дельфинов мы не видели. Но и других впечатлений хватило! Может, конечно, и есть проклятие Цемесской бухты, которое губит корабли, но в тот солнечный день она показалась мне очень дружелюбной.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Новороссийск

Расположение города. Климатические особенности. Краткая история города.
        Город Новороссийск расположен амфитеатром на берегу Цемесской бухты, одной из самых удобных и обширных на Чёрном море. Новороссийск занимает 834.9 квадратных километров площади. Населяют Новороссийск около 220000 жителей.
        Новороссийск является промышленным городом и самым крупным портом на российском черноморском побережье. Административно Новороссийску подчиняются посёлки Абрау-Дюрсо, Гайдук, Верхнебаканский, Горный, Мысхако, Цемдолина, Борисовка, а кроме того, станицы Натухаевская и Раевская, объединённые в Приморский округ. В Мысхако расположено винодельческое хозяйство, которое выпускает замечательные вина "Шардоне", "Каберне", "Алиготе" и другие. Молодые вина стоят достаточно недорого и впоне доступны, а выдержанные марочные вина сильно вырастают в цене, но своего покупателя находят.
        Сам Новороссийск курортом не является, т.к. наполнен промышленными предприятиями и имеет громадный портовый комплекс. В Новороссийске огромный нефтеналивной терминал. Порт Новороссийска обеспечивает погрузку зерна и других грузов. В Новороссийске уже стали обыденным явлением многокилометровые вереницы гружёных зерном КамАЗов, которые ждут выгрузки в порту. В связи с неопределённым положением Севастополя в Новороссийске происходит строительство военно-морской базы. Некоторые корабли Черноморского флота уже сейчас базируются на Новороссийск. Проезжая вдоль Цемесской бухты в сторону Геленджика и взглянув вниз можно увидеть военные корабли у причалов. Но, до конца строительства ВМБ ещё далеко. Промышленность Новороссийска, в основном, представлена цементными заводами. Цементное производство одно из немногих, которое осталось на плаву после начала реформ в 90-е.
        Курортные зоны с удобными пляжами и множеством баз отдыха расположены около Новороссийска - в районе Широкой балки, Сухой Щели, посёлков Дюрсо и Южная Озереевка. С северо-востока город окаймляет Маркотхский хребет (в переводе с адыгейских наречий "маркотх" означает "ежевичные горы"). Горные вершины поднимаются на высоту до 700 метров, но этого не достаточно для защиты города от холодных северных ветров. Среднегодовая температура воздуха в Новороссийске +12.5 градуса. Летом нередко температура поднимается до 40 градусов. Морской бриз едва смягчает жару. Зимой мощный северо-восточный ветер (норд-ост), который часто именуют сочетанием "Новороссийская бора", срывается с близлежащих гор и мощно обрушивается на город и Цемесскую бухту. В это время корабли вынуждены выходить из порта и пережидать ненастье в открытом море. Природа в окрестностях Новороссийска достаточно разнообразна. По склонам гор растёт можжевельник, иглица понтийская, держидерево, тёрн, плющ, фисташка, дуб скальный, кизил, скумпия, бересклет. В горных лесах водятся кабан, косуля, куница, барсук, шакал, ёж, средиземноморская черепаха, степной орёл. Около моря живут баклан, лысуха, чомга, чирок, крачка и зимуют лебеди шипуны. В Новороссийске на ул.Советов, 58 работает исторический музей, где представлены различные экспозиции по истории и природе Новороссийского региона. (т.23-00-00)
        Ещё в VI веке до н.э. на берегу Цемесской бухты греки основали античную колонию Баты. В XIV-XV веках генуэзцы построили в устье реки Цемес крепость. При генуэзцах бухта носила наименование Кало-Лимено ("Прекрасная гавань"). В 1722 году на южном берегу бухты возникла турецкая крепость Суджук-Кале. После окончания очередной Русско-турецкой войны в 1829 году, по Адрианопольскому мирному договору Турция уступила свои права на восточное побережье Чёрного моря от до границ Абхазии. 12 сентября 1838 года в Суджукской (Цемесской) бухте высаживается русский десант и начинается строительство укрепления, которое в дальнейшем получило наименование Новороссийск. Морской частью операции руководил командующий Черноморским флотом вице-адмирал М.П.Лазарев. Десантом численностью более пяти тысяч человек руководил начальник первого отделения Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н.Раевский. В состав его штаба входил штаб-офицер по движению и действию морских отрядов на восточном берегу Чёрного моря контр-адмирал Л.М.Серебряков, будущий строитель Новороссийска.
        В своём рапорте Николаю I от 15 сентября 1838 года командир Черноморской эскадры адмирал М.П.Лазарев отмечал "удобство местонахождения" бухты. Само устройство пристани для кораблей он признавал "более удобным, нежели в Геленджике". 14 января 1839 года укреплению в Суджукской бухте было присвоено наименование Новороссийск, а 15 декабря 1846 года укрепление было преобразовано в город. Главным его достоинством, которое предопределило дальнейшее развитие, была удобная, самая крупная на Кавказе, незамерзающая Цемесская бухта. Но, шло время и усиление России на Черноморских берегах взволновало владычицу морей Англию и её союзников. В итоге английские и французкие войска высадились под Севастополем и эта война получила наименование Крымская. В 1855 году, во время этой войны, Новороссийск четыре дня обстреливался англо-французкой эскадрой и вёл ответный огонь. Только ответный огонь артиллерийских батарей Новороссийска не позволил высадить неприятелю десант. Англо-французкая эскадра ушла в море понеся потери и получив повреждения кораблей. Однако, по итогам войны русские войска были вынуждены покинуть укрепления на Чёрном море. По приказу командования гарнизон оставляет город, а жителей расселяют по кубанским станицам. В 1858 году принято решение о восстановлении укреплений и гарнизон возвращается в Новороссийск. В марте 1866 года Новороссийск становится центром Черноморского округа. Первым крупным сооружением в городе стал цементный завод, который построен в 1882 году. В 1888 году в Новроссийск приходит железная дорога и в результате начинается строительство порта и элеватора. С постройкой порта увеличивается вывоз зерна за границу с Дона, Поволжья, Кубани и Ставрополья. В 1887 году начинается строительство Новороссийско-Сухумского шоссе. В России в то время был неурожай, голод и рабочие охотно ехали на строительство. Но, с продовольствием на строительстве было не намного лучше и часто эту дорогу именовали "голодное шоссе". Не смотря на все трудности за пять лет дорога в 500 с лишним км. была построена, что имело большой экономический эффект. В 1896 году Черноморский округ преобразовывается в Черноморскую губернию с центром в Новороссийске. В конце XIX века в Новороссийске происходят попытки организации курорта. В Новороссийске появляется купальня Дмитрия Серафимова. Купальня представляла из себя деревянное сооружение с крышей и маленькими окошками. Размещалась купальня на сваях вдали от берега. Купальня была на 80 номеров и имела ванны с подогретой морской водой, лечебными грязями. Была там и лечебная минеральная вода и, кроме того ресторан с буфетом. Пример оказался заразительным и скоро стали появляться другие купальни. В 1904 году появилось товарищество "Новороссийский курорт". Курортное дело развивалось и в 1910 году запускается железнодорожный состав "Черноморский экспресс" сообщением Санкт-Петербург - Новороссийск, через Москву. Курсировал состав круглогодично, в его составе были вагоны разной классности и вагон-ресторан. Вагоны экспресса подавались прямо на пристань, где транзитные пассажиры могли отправиться дальше в Туапсе, Сочи, Гагры и др. населённые пункты.
        Первая русская революция 1905-1907 годов коснулась и Новороссийска. Здесь проходили митинги, стачки, демонстрации. С 11 по 25 декабря 1905 года власть в городе принадлежала Совету рабочих депутатов. Этот период получил в истории название "Новороссийская республика". К 1914 году город становится крупным промышленным и торговым центром Северного Кавказа и имеет население около 63000 человек. Во время Гражданской войны и интервенции в Цемесской бухте вынужденно был затоплен Черноморский флот. Если ехать по Новороссийско-Сухумскому шоссе, то вдоль дороги, на берегу Цемесской бухты стоит памятник этим событиям. На памятном знаке надпись "18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя революции мужественные моряки черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии". До сих пор на дне Цемесской бухты покоятся боевые корабли Черноморского флота.

        После событий 1917 года и окончания Гражданской войны Новороссийск продолжил своё развитие в качестве портового и промышленного центра. Во время Великой Отечественной войны город оказался в центре боёв и был почти полностью разрушен.
        В конце лета 1942 года немецкие и румынские войска стремятся прорваться на Кавказ. Горы прикрывают выход к Чёрному морю. Противник пытается выйти на побережье Кавказа через узкую полоску вдоль моря. Новороссийск оказывается пробкой для немецких войск. В районе цементных заводов фронт надолго стабилизируется. Следы боёв можно увидеть и поныне проезжая на курорты Геленджика. Линия фронта проходила на восточной окраине города. А, героическая высадка отряда майора Цезаря Куникова на легендарную и последующая оборона, которая длилась 225 дней, вошли в историю.
        Развитие города продолжалось и в послевоенный период. В 1964 г. была введена в строй крупнейшая в стране нефтегавань Шесхарис. Глубоководный причал способен принимать танкеры вместительностью до 250 000 тонн.
        Мощным импульсом развития города стало создание в Новороссийске морского пароходства, в состав которого вошёл крупнейший в стране танкерный флот.
        В сентябре 1973 года Новороссийску было присвоено звание города-героя.
        До 70-х годов в Новороссийске были очень большие проблемы с водоснабжением. Собственных источников водоснабжения в Новороссийске нет и воду в Новороссийск возили танкерами из Туапсе. За водой выстраивались очереди. Было принято решение строить водовод на побережье Чёрного море. Нынешнее ГУП "Троицкий Групповой водопровод" организован на основании решения Краснодарского Крайисполкома от 28 июля 1971 года № 497 и приказа Крайупркомхоза от 10 августа 1971 года № 161 "О создании производственного управления Троицкого группового водопровода".
        Целью создания ТГВ являлась добыча пресных подземных вод хозяйственного и производственного водоснабжения городов Новороссийска, Крымска, Геленджика и прилегающей курортной зоны Черноморского побережья.
        После прихода пресной воды в Новороссийск на набережной Цемесской бухты был сооружён памятник . В 2006 г. памятник восстановлен.
        В 2004 году в центре Новороссийска был установлен памятник генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Бержневу. В открытии памятника принимали участие представители администрации города, делегация из Украины и ветераны Великой Отечественной войны. Монумент высотой около двух метров был выполнен скульптором Александром Бугаевым. Скульптура получила название "Человек, идущий по городу". Советский лидер представлен с плащем, перекинутым через плечо. Это второй памятник Брежневу на пространстве бывшего СССР. Идея установки памятника принадлежит мэру Новороссийска Д.Шишову. Установка памятника была приурочена к годовщине освобождения города от немецко-румынских войск 16 сентября. Как известно, бывший лидер Советского Союза воевал в этих местах и после войны не забывал Новороссийск.
        Сейчас, не смотря на существующие проблемы, город Новороссийск развивается, похорошела реконструированная набережная, появляются современные здания, растёт товарооборот порта и заказы на продукцию цементной промышленности.

Цемесская бухта является природной гаванью, расположенной на северо-востоке Черноморского побережья. В северо-западной части бухты находится город-герой Новороссийск и морской порт. Это вторая по значимости бухта акватории РФ после Севастопольской. Молы, причалы, волнорезы, заводы, грузовые, торговые и военные суда – все это делает бухту мало привлекательной с курортной точки зрения. Однако, бухта чрезвычайно интересна своей историей и природными особенностями.

Цемесская бухта образована Суджукской косой и мысом Дооб. На западе бухты находится Абрауский полуостров, на востоке — Маркхотский хребет. Длина береговой линии составляет 15 км, вдаётся бухта в сушу на 7 км.


Вход в Цемесскую бухту широкий — 9 км, ширина в средней части составляет 4,6 км

Максимальная глубина бухты — 27 метров. Однако проходимость судов осложняется окаймляющими берега рифами, Пенайскими банками (мелями у входа с глубиной 5-6 метров), а также останками затонувших кораблей.


При прохождении Цемесской бухты суда в обязательном порядке руководствуются лоцией, учитывая все навигационные опасности

Температура воды зимой не опускается ниже +5, благодаря чему бухта судоходна в течение всего года. Но с ноября по март бухта подвержена норд-остам (борам) , когда скорость ветра может достигать 40 м/с, а волнение моря — 12 баллов. Бора («боре») – холодный северный ветер. Такие ветра обычно образуются в регионах, где теплое море соседствует с невысокими горными хребтами. В Новороссийске это Маркхотский хребет или хребет Варада. Жители Новороссийска могут предугадать скорое появление боры по густым облакам на вершинах гор, которые называют «бородой». Бора способствует резкому падению температуры, образованию ледяной корки и иногда появлению торнадо. Во время боры суда уходят в открытое море или отстаиваются на якоре в спокойных водах соседнего селения Южная Озереевка в 12 км от Новороссийска. Такие боры наблюдаются на берегах Адриатического моря Балканского полуострова, на Новой Земле, на берегах Байкала.


Вид на Цемесскую бухту и гору Колдун по трассе М-4 из Геленджика в сторону Новороссийска

Описания боры в Новороссийске в повести К. Паустовского «Черное море»:

«Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия тёмных и безлесных гор, Новороссийского укрепления».

«Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе».

«Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свёртывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов».

Почему «Цемесская»?

Названа по одноименной реке Цемес (Цемез), впадающей в бухту. Исток реки находится на северо-восточном склоне г. Гудзева (425,6 м). С адыгейского «цемез» означает «лес насекомых», «гнилой лес». В натухайском диалекте также переводится как «лес с большим количеством насекомых».

Течет речка через индустриальную часть города Новороссийска и впадает в бухту в районе Цемесской рощи. Река была судоходной до 1921 года, пока не вырубили лес по склонам гор.

Набережная Адмирала Серебрякова вдоль западного берега Цемесской бухты. Названа в честь первого генерал-губернатора города — адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (1792- 1862)

Сахарная голова и цементные заводы

Если вы будете в Новороссийске, то можете услышать о Сахарной голове. Это самая высокая точка Маркотхского хребта (558 м), названная так из-за своей конусообразной формы. Кстати, точно так же, Сахарной головой, называется и характерная вершина в Рио-де-Жанейро.


Вид на Маркотхский хребет, карьеры и цементный завод с набережной Новороссийска

Высота Маркотхского хребта колеблется от 400 до 800 метров над уровнем моря, сложен он осадочными породами мелового периода. Название хребта произошло от адыгского «маркотх», что переводится как «ежевичные места». Ягод здесь и правда много, однако, основное «богатство» не ежевика, а мергель, который идет на производство высокопрочного цемента. Поэтому склоны хребта изуродованы карьерами по добыче мергеля, а Сахарная голова с каждым годом «тает». У подножья находятся цементные заводы, что не прибавляет экологии Новороссийску.

Затонувшие корабли

Цемесская бухта приобрела дурную славу из-за событий, связанных с гибелью кораблей, и ряда аномальных явлений. Многие называют бухту «Бермудским треугольником Черного моря», куда затягивает корабли, водолазов и дайверов. По одной из версий, бухта представляет собой кратер остывшего вулкана, и поэтому во время тектонической активности и землетрясений происходят магнитные аномалии. Также эти явления связывают с наличием железных руд на дне Цемесской бухты. По другой версии, в бухте нет ничего аномального, а все происшествия связаны лишь с большой судоходностью. До сих пор в бухте дайверы находят обломки древних судов.

При упоминании Цемесской бухты прежде всего вспоминают событие июня 1918 года, когда была затоплена эскадра кораблей Черноморского флота во избежание взятия ее немцами. На 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой в 1980 году в память об этом трагическом событии установлен ансамбль «В память затопленных кораблей Черноморского флота» . В сторону Цемесской бухты обращен 12-метровый гранитный коленопреклонённый матрос с надписью: «Морякам-революции». Напротив, на смотровой площадке находится гранитный «Куб-визир» , символизирующий уходящий ко дну корабль.


Внутри куба из цветного стекла и металла выложен флажной сигнал, который был поднят на всех затопленных кораблях: «Погибаю, но не сдаюсь»

На кубе надпись: «18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя Революции мужественные моряки-черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии». На другой стороне: «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)». По краю расположена композиция «Силуэты затопленных кораблей» с изображением (где известно) и названием каждого корабля, направлением и расстоянием до места его затопления. В 1920-х годах некоторые из затопленных судов были подняты и восстановлены.

Вид на мыс Дооб и курортный поселок Кабардинка от памятника затонувшим кораблям


Где-то там, под гладью воды, покоятся останки кораблей
Но начнем не с этого. Бухта так названа в честь реки Цемесс, впадающей в море. Река небольшая, оттого еще интереснее почему именно так названа самая важная гавань страны. Бухта, расположенная у , формирует здесь самый большой порт России. В сушу врезается на 9 км, максимальная глубина - 27 метров. С одной стороны вход в бухту - это Суджукская коса, с другой - . Но учитывая многочисленные банки (мели) на дне и массу обломков затонувших кораблей, вход в гавань представляет собой определенные сложности, потому-то маленькие буксиры стараются в Новороссийске больше обычного. Опасное место в общем. Наверное, именно поэтому корабли на рейде в ожидании команды входа в портовую часть бухты стоят чуть ли не у Дивноморского

Бытует миф, что еще в античности здесь даже в хорошую погоду мог затонуть самый стабильный корабль безо всяких на то причин. Или пловец, хорошо подготовленный. В средневековой истории в тот момент когда вместо Новороссийска здесь была крепость Суджук-Кале (Турция), с кораблями просиходило ровно то же самое, что и у древних греков.

В новейшей истории самая печальная гибель судна произошла в

Вид в сторону Кабардинки. Вообще, если вы хотите взглянуть на Новороссийск со стороны и рассмотреть бухту, то это можно без труда совершить, отправившись на Масса смотровых площадок специально создана для этого

Военную часть флота сейчас перенесли в Севастополь, оставив Новороссийск "довольствоваться" торговыми отношениями

Корабли здесь со всего мира

Дальняя гора - это и есть мыс Дооб и поселок Кабардинка

В интернете вы можете найти великое множество мифов и легенд вокруг бухты. Ученые обьъясняют стабильно повторяющиеся катастрофы магнитными волнениями, а кто-то называет Цемесскую бухту вторым Бермудским треугольником.

Кстати, у многих находящихся в море в этих местах останавливаются часы. У некоторых они начинают затем идти вновь, а у некоторых нет

В Новороссийск я приехал мартовским, непривично солнечным и тёплым для жителя северных болот, утром. В Питере ещё не растаял снег, в Ростове на Дону ветренно и зябко, а здесь уже цветут деревья и тюльпаны. Настроение поднялось до отметки "сверхпозитивное", и придя немного в себя после полубессонной ночи в поезде, я, щурясь от солнечных бликов на морской глади, отправился гулять по?городской набережной.

На самом деле я вас обманул. Первым делом я отправился не гулять по набережной, а на Малую землю. В феврале 1943 года в соответствии с планом наступления на занятый немцами Новороссийск "Море" здесь был высажен десант. 225 дней длилась оборона занятого плацдарма. Обороняющиеся были в крайне невыгодных по сравнению с немцами условиях - открытая всем ветрам Малая земля отлично простреливалась с окрестных высот. Плацдарм сыграл свою роль, с него наступала одна из трёх групп войск, обеспечивших блокирование и захват Новороссийска. Кстати, на Малой земле в качестве военного политработника воевал Л. И. Брежнев, и именно с этим обстоятельством свяывают повышенное внимание к этому, героическому, но в целом рядовому, по мнению военных историков, эпизоду Великой Отечественной войны.
Памятник защитникам Малой земли - стилизованный нос десантного корабля был открыт в 1982 году.

А с погодой мне, как выяснилось, чрезвычайно повезло. Ибо, по словам местных жителей, ещё только накануне здесь дул ледяной ветер, знаменитая борá. Что такое новороссийская бора я в далёком прошлом ощутил на своей шкуре. Вот фото практически на том же месте, что и предыдущее, но двадцать четыре года назад. Я с отцом на Малой земле. Дует бора. До сих пор помню как сбивало с ног и пробирало до самых костей.

На том месте где стоит памятник защитникам Малой земли в стародавние времена располагалось небольшое турецкое поселение с крепостью Суджук-Кала. Небольшой мыс, выступающий в море чуть южнее до сих пор носит название Суджукская коса. Пишут, что летом это излюбленное место отдыха местных жителей. Но то летом, а сейчас только редкие рыбаки сидят на берегу.

Вот этот дед и поведал мне, когда я, дойдя до конца косы, остановился вглядываясь в очертания судов на горизонте, что теряющийся в дымке маяк называется Суджукским, а до островка вдалеке можно дойти вброд, и именно здесь снимался эпизод "Бриллиантовой руки". Тот самый, когда героя Андрея Миронова отбуксировало на островок посреди моря, а мальчишка, пришедший сюда вброд, поначалу показался ему святым? "Иди отсюда, мальчик, не мешай!". "А ну прочь, щенок! Пшёл отсюда!"

А вот теперь я действительно отправился гулять по городской набережной. Прогулка получилась неторопливой и ленивой. Сидя свесив ноги на краю одного пирса перекусил гиросом (в Новороссийске и окрестностях не видел ни одной арабской шавермы-шаурмы, в качестве фастфуда сплошной греческий гирос). Перебрался на другой пирс в паре сотен метров от первого, где завис на добрых полсчаса, глядя как тренируются на шверботах будущие яхтсмены.

Так потихонку и добрался до морского вокзала. Рядом с морвокзалом пришвартован крейсер "Михаил Кутузов", где действует филиал музея Военно-Морского флота России.

Новороссийск - крупнейший порт России. Это ощущается по внушительному количеству судов, стоящих ли на рейде в Цемесской бухте, идущих со стороны или в сторону моря, смутно ли виднеющихся на горизонте. Встечая и провожая суда, сидя у маяка на конце западного мола порта, можно убить оставшиеся от светлого времени суток пару часов. Вот уходит в море танкер Газпромнефти:

Вот пришёл танкер "Novosea":

Вот буксир направился встречать гостя:

А вот уже он с коллегами возвращается ведя грека "Heron":

А за всей этой портовой суетой невозмутимо наблюдают рыбаки, восседающие на молу с интервалом в десять метров. Таскают себе из моря мелкую рыбёшку. Крупного улова не видно ни у кого. Наверное сразу прячут...


На следующий день я направился на противоположную сторону Цемесской бухты - в село Кабардинка. В детстве я несколько раз отдыхал здесь с родителями в пансионате "Восток". Какими огромными представлялись тогда расстояния! Казалось, от пансионата до автобусной остановки на Новороссийск дойти невозможно. А, оказывается, от неё до маяка на мысе Дооб от силы полчаса неторопливой ходьбы.

Здесь, у маяка, в советские времена располагалась турбаза. Сейчас, судя по её состоянию, не действует. Вокруг домиков валяется строительный мусор, лестницы к морю недоотемонтированы. Создаётся впечателние, что начали ремонтировать, да и бросили на середине. Хотя в одном месте копошились люди, напоминающие строителей...

Приятно посидеть на скалах у кромки прибоя, подставив лицо солнцу и ветру:

С мыса Дооб открываются замечательные виды:

Вид в сторону Новороссийска. Даже не ожидал, что вода в Чёрном море может быть такого цвета.

31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут на траверзе мыса Дооб примерно в двух милях от берега в результате столкновения с балкером "Пётр Васев" потерпел крушение пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". На его борту было 1243 пассажира и члена экипажа. Погибло 423 человека. Я с родителями приехал отдыхать в Кабардинку как раз некоторое время спустя после этих событий. Помню и спасательные суда и огороженное буями место катастрофы. Несколько лет спустя на мысу уже стоял памятник погибшим на "Нахимове". Несколько труб поглощают гранитные волны и часы, указывающие 23:20, поднятые с затонувшего парохода.

Пансионат "Восток", где я отдыхал в детстве, как и турбаза "Маяк" производит впечатление недействующего. Двери в летних домиках открыты настеж, в спальных корпусах кое где побиты стёкла, из трещин в асфальте торчит трава и уже местами пробиваются кусты. Но при этом в некоторых комнатах стоят кровати с матрасами. Идеальное место ночлега для лиц без определённого места жительства.
Пансионатский пляж прилично размыло, он стал совсем узким:

А ведь когда-то на нём хватало места, чтобы отмечать праздник Нептуна.

И только вид с балконов всё тот же - Маркотхский хребет и Цемесская бухта со стоящими на рейде грузовыми судами.

Похожие публикации