Железные дороги индии глазами российского путешественника. «Удавитесь» — главный принцип индийских железных дорог Железные дороги индии

Поезда в Индии являются самым популярным и дешевым способом передвижения по стране. Альтернативы данному транспорту просто не существует, поэтому если вы запланировали самостоятельное путешествие по Индии, то вам явно придется познакомиться с особенностями железных дорог этой необыкновенной и колоритной страны. А наша статья даст вам всю необходимую информацию для того, чтобы сделать комфортным и запоминающимся.

Индийские поезда: общая информация

Путешествие на поезде в Индии вы не забудете никогда, независимо от того, какой вагон вы выберете. В любом случае поезд будет битком набит различным народом, желающим пообщаться с белым туристом, причем все индийцы будут крайне дружелюбны и активны. Если вы сторонитесь такого общения, то вам стоит покупать билеты самого высокого класса, чтобы свести к минимуму встречи с местными жителями. Но имейте в виду, что практически в любом поезде вы будете самой главной достопримечательностью, приковывающей всеобщие взгляды.

К сожалению, в Индии не такое уж редкое явление. Ежегодно статистика железнодорожных крушений пополняется приблизительно десятью новыми случаями, в которых количество жертв исчисляется сотнями. Чаще всего подобные происшествия вызваны большим износом железнодорожного полотна и человеческим фактором. Машинисты поездов обычно работают по несколько суток без пересменок, стараясь заработать побольше денег, что в итоге приводит к страшным крушениям.

Но все туристы, влюбленные в страну чайных плантаций и слонов, однозначно советуют на своем опыте узнать, как в Индии ездят на поездах. В противном случае вы так и не сможете по-настоящему проникнуться местным колоритом. А ведь за ним многие и приезжают в эту страну.

Путешествие на поезде: комфортный туристический вариант

Если вас никак не прельщает перспектива трястись в переполненном людьми вагоне, а посмотреть всю страну все-таки хочется, то для этих целей придуманы специальные туристические поезда в Индии. Их еще часто называют роскошными, и они предлагают путешественникам семидневные туры, во время которых вы увидите самые красивые места страны и сможете погрузиться в удивительную жизнь местных жителей.

В настоящий момент в Индии работает шесть подобных поездов, каждый из которых идет по собственному маршруту. Все вагоны в таких составах оборудованы кондиционерами и относятся к повышенному классу комфорта. За время недельного путешествия вы не будете испытывать абсолютно никаких неудобств, ведь в стоимость тура входит питание и несколько экскурсий.

Стоит учесть, что подобное путешествие довольно дорого стоит - цена тура на одного человека колеблется в пределах трех тысяч долларов.

Как выглядит индийский железнодорожный вокзал?

Поезда в Индии, фото которых мы представили в нашей статье, меркнут по сравнению с местными железнодорожными вокзалами. Они являются совершенно особенным местом, где в полной мере отражается менталитет индийцев. Стоит отметить, что вокзалы в маленьких городках выглядят довольно пустынно и чисто, здесь народ собирается только в момент прибытия поезда. Но вот станции крупных городов представляют собой совсем иную картину - здесь индийцы находятся днем и ночью.

Местное население не смущает толкучка, духота и полная антисанитария - они с удовольствием остаются ночевать на вокзале, располагаясь прямо на полу. Довольно часто у них с собой даже нет накидки или теплых вещей, поэтому они укладываются на газетку и проводят таким образом не одну ночь. Обычно спящего народа так много, что для того чтобы пройти до нужного места на перроне, необходимо переступать через спящих вповалку людей.

Каждый железнодорожный вокзал имеет кассу, но ее сотрудники практически не говорят по-английски, поэтому покупка билетов осложняется данным фактом. На некоторых вокзалах имеется специальная туристическая касса, здесь приобрести билеты будет значительно легче. К тому же они продаются по специальной квоте, созданной для туристов. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Классы поездов в Индии: вагоны

Если вы никогда не ездили на индийских поездах, то вам будет довольно трудно сориентироваться в многообразии классов и видов вагонов в железнодорожных составах. Мы попробуем прояснить ситуацию и облегчить вам процесс выбора нужного вагона. Итак, классы поездов в Индии:

О каждом из них мы расскажем подробнее, но учтите, что индийская система классификации предполагает наличие в одном составе вагонов разного класса. Как правило, один вагон соответствует определенному классу.

Общий вагон (GN): особенности путешествия

Можно сказать, что - это настоящий народный поезд в Индии. С людьми вам придется общаться каждую минуту, ведь их здесь будет даже излишне много. В этот вагон билеты продаются без места, поэтому люди набиваются не только в сам вагон и тамбур, но даже в туалет. Всю дорогу они будут петь песни, разговаривать и пытаться вас чем-то угостить.

Билет в общий вагон стоит по индийским меркам сущие копейки, здесь нет кондиционеров и стекол. На окнах стоят решетки, а на потолке расположены вентиляторы, которые, впрочем, никогда не работают.

Контролеры практически никогда не проверяют билеты в общем вагоне, поэтому здесь ездит масса "зайцев". На самом билете не указывается время отправления и номер поезда, здесь пропечатывается только станция отправления и конечный пункт. Многие путешественники пересаживаются за время пути с одного поезда на другой, главное, чтобы они шли по заданному направлению.

Плацкартный вагон (SL)

Этот вагон частот называют спальным, он имеет большое сходство с нашим привычным плацкартом. Внутри вагона нет кондиционеров, окна зарешечены и полностью продуваются. На потолке расположены многочисленные вентиляторы. Вместо привычных нам четырех полок в данном вагоне их шесть, они расположены в три ряда. Днем все пассажиры едут сидя, размещаясь по нижним полкам. Ночью появляется возможность лечь. Белье в плацкартных вагонах не дают, питание тоже не предусмотрено.

Плацкарт с кондиционером (3А)

Этот вагон мало отличается от предыдущего, он стоит немного дороже и имеет кондиционер, который никогда не выключается. В связи с этим в окнах вставлены стекла, и они наглухо закрыты. В таком вагоне практически нет посторонних и на ночь выдают белье с одеялом. За время путешествия к вам довольно часто заглянет проводник, что обеспечивает полную безопасность пассажиров.

Плацкарт с кондиционером второго класса (2А)

Поезда в Индии довольно редко оснащены подобными вагонами. Они имеют четыре полки и обычно отгораживаются от прохода шторками. Стоимость проезда в вагонах этого класса приравнивается приблизительно к трем десяткам долларов.

Сидячий вагон (СС)

Этот вагон напоминает автобус. Он оборудован несколькими рядами удобных кресел и кондиционером. К сожалению, на популярных индийских маршрутах данный вагон встречается очень редко.

Вагон первого класса (1А)

Это путешествие обойдется вам крайне дорого, в среднем оно приравняется к стоимости авиаперелета. Но зато вы окажетесь в двухместном купе с мягкими диванами и кондиционером. Перед отправлением поезда вы получите бутилированную воду, запасы которой можно бесплатно пополнять на каждой крупной станции. Учтите, что эта вода самая чистая в стране.

Если вы захотите перекусить, то можете заказать еду через проводника. Вам обязательно все принесут в самые кратчайшие сроки. Единственным минусом может быть ориентированность этой пищи на вкусы индийцев - она однозначно будет острой.

Классификация индийских поездов

Помимо классификации вагонов поезда в Индии тоже делятся на свои разряды. Самым удобным является экспресс, он двигается крайне быстро для Индии и обладает повышенным уровнем комфортности. К тому же экспрессы считаются самыми точными поездами, они опаздывают всего лишь на пару часов, что вполне нормально для индийских железных дорог.

Обычные поезда передвигаются очень медленно, до отказа набиты народом и отличаются невероятной антисанитарией. К тому же они имеют привычку опаздывать на десять-двенадцать часов.

Квоты на проезд

Индийские железные дороги имеют несколько вариантов квот на билеты. От них зависит, каким образом вы будете путешествовать, поэтому данная информация вам обязательно пригодится. Итак, квоты выглядят следующим образом:

  • подтвержденная (confirmed) - с таким статусом вы получите конкретное место в вагоне, которое будет вашим в течение всего путешествия;
  • половинчатая (RAC) - данная аббревиатура означает, что у вас есть половина места, которую вы будете делить с другим пассажиром, если кто-то не освободит подтвержденную ранее бронь;
  • без места (WL) - в этом случае вы имеете все шансы оказаться без места, если до вас не дойдет очередь (каждый билет имеет цифру, означающую количество человек на место перед вами).

Отдельно продаются билеты с туристической квотой, они являются подтвержденными, но продаются только в специализированных местах. Вы можете обратиться в кассу, работающую для иностранных туристов, либо в туристическое агентство. Но в последнем случае с вас возьмут еще процент за работу сотрудников туристической компании.

Как покупать билеты на поезд в Индии?

Как и в любой другой стране мира, в Индии вы можете купить билеты на поезд в железнодорожной кассе и через интернет. Покупка в кассе представляется весьма трудной, ведь английским языком на вокзале никто не владеет и здесь нет привычки вывешивать расписание поездов с указанием времени отправления. Но зато в этом случае вы получите бумажные билеты на поезд. Индия является страной, где на экране планшета или телефона может не оказаться весомым аргументом для посадки в поезд.

Если вы предпочитает покупать билеты только через интернет, то будьте готовы преодолеть ряд трудностей. К примеру, оплатить стоимость проезда можно только картой индийского банка. А главный сайт железных дорог не имеет мобильной версии, что делает покупку через телефон абсолютно невозможной. Помогут вам различные сайты-посредники, устанавливающиеся на любой телефон в качестве приложения и готовые за небольшой процент принять оплату вашей картой. Учтите, что в Индии билеты на поезд продаются за три месяца до поездки. Поэтому к моменту отправления поезда они практически полностью исчезают из продажи.

Индия - это яркая и самобытная страна, которая может предстать перед путешественниками в абсолютно необычном ракурсе. Чтобы увидеть все ее красоты, стоит рискнуть и приобрести билет на поезд. Мы уверены, что это будет ваше самое незабываемое путешествие в жизни.

Путешествовала я по Индии не один раз. И всегда это были самостоятельные поездки. Скажу больше – мои первые самостоятельные путешествия начались именно с Индии. Это было одновременно и очень заманчиво, и очень страшно. Не начать с комфортной и правильной Европы, а сразу окунуться в индийскую культуру, с непонятным для нас менталитетом и укладом жизни. Подсознательно меня тянуло в Индию и, наконец, в какой-то момент, я решилась.

Поеду, сказала я себе! 2 месяца изучала все, что касалось этой удивительной и загадочной страны, начиная с богов и заканчивая современным транспортом. Съездила. Обалдела от страны. Вверглась в культурный шок. Приехала. Отходила от культурного шока. Когда пришла в себя, то поняла что хочу туда еще раз! И еще, и еще… Вскоре я познакомилась с Аллой и предложила вместе совершить очередной . Так мы начали готовить еще одну совместную поездку.

У нас были планы посетить около 10 городов в разных штатах страны и ашрамы в них. Индия не маленькая. Чтобы понять масштабы: с севера на юг на поезде можно добираться 3 дня. Не Россия конечно, но тем не менее, страна большая. Вопросов не возникло каким образом мы будем добираться до назначенных мест. Конечно на поездах Индии!

Почти вся Индия опутана сетью железных дорог, которая соединяет более-менее все крупные города и населенные пункты. По своей протяженности железная дорога Индии занимает 3 место в мире после России и Китая. Удобней всего по стране путешествовать по железной дороге. Вы можете тесно пообщаться с местными жителями и заодно посмотреть природу из окна.

На первый взгляд, может показаться что железнодорожная сеть у них какая-то сумбурная и неправильная, а на поезда еще непонятнее. Но это на первый взгляд. Внимательно ее изучив, вы поймете как у них все четко поставлено.

Классы поездов Индии

Существует несколько классов поездов. В зависимости от того, как далеко вы хотите поехать и на какую сумму рассчитываете, вы выбираете тип вагона и смело начинаете на них передвигаться.

AC First class или 1 класс – самый дорогой и комфортабельный тип вагона. На нем ездят самые богатые индийцы и обеспеченные туристы. Порой цена сопоставима с ценами на авиа-билеты эконом класса многих индийских авиакомпаний. Такой класс бывает в основном в поездах на дальние расстояния. В купе 2 или 4 полки. Купе закрывается дверью. Окна покрыты тонирующей пленкой и не открываются. Кондиционер в наличии + бесплатная еда и постельное белье. Проезд на 1000 км= 3500 рупий.

AC Sleeper Tier или 2AC – дешевле 1 класса почти в 2 раза. От этого он не менее комфортный и подходит для дальних путешествий. В купе 4 полки + 2 боковые полки в проходе. Дверей в купе нет, зато от прохода, купе отгорожены плотной шторкой. Боковые полки тоже со шторками. В таких вагонах тихо и спокойно. Индийцы в поездах вообще очень тихие. Даже дети. Мы поразились, что ни разу не услышали крика ребенка, хотя знали — в вагоне едут несколько детишек и один грудничок. Окна также затонированы и не открываются. Кондиционер есть. Постельное белье бесплатное. По 2 туалета с каждой стороны. И ещё по умывальнику в каждом тамбуре. Не в туалете, а отдельно.Чтобы умыться и почистить зубы не надо ждать очереди в туалет. Кстати, очереди, видимо, поэтому и нет. Еда за деньги.

Внешний вид вагона 3АС


AC Sleeper Tier или 3AC – недорогой вариант с кондиционером. Стоит примерно в 1.5 раза дешевле 2 класса, то есть приблизительно 1000 рупий. В купе 6 полок + 2 боковушки. Днем средняя полка откидывается, чтобы можно было днем сидеть на нижней. Поэтому лучше покупать место на верхней полке. В любое время можно прилечь и в то же время спуститься посидеть на нижней полке. Купе не отгорожены от прохода. Кондиционер есть. Окна затонированы и не открываются. Постельное белье бесплатное. Еда за деньги. 2 туалета с каждой стороны. 1 умывальник с каждой стороны.

Боковые полки вагона слипер

Second Class Sleeper , SL , слипер или просто спальный вагон – дешевый, без излишеств. Как раз в этом классе вы можете поближе познакомиться с самыми обычными индийцами. Напротив вас будут сидеть студенты с кучей книг или многочисленная семья, которая на банановых листьях руками будет есть рис, а потом остатки выбросит за окно. Днем, также как в классе 3AC, средняя полка складывается. Окна без стекол, закрыты решетками и на ночь закрываются ставнями. Вообще, у них все строго. Двери в тамбурах обычно не закрываются (только ночью запирают), т.е. можно из открытой двери любоваться пейзажем. Постельное белье не выдается. Питание за деньги. Кондиционеров нет, но есть работающие сильные вентиляторы 3 штуки на купе, грамотно направленные в разные стороны. Их скорость можно регулировать по желанию.

Вагон АС Chair или СС

AC Chair или просто СС сидячий вагон. Кондиционер есть. Актуален для коротких поездок. Проезд в таком классе будет стоить в 2 раза дешевле, чем в 2AC.

Есть также класс Executive Chair Car или EC – подороже в 2 раза, чем простой СС.

И напоследок расскажу о моем «любимом» классе: General Class, Second Class – общий вагон.

General Class, Second Class – общий вагон

Вы можете представить, что в один вагон вмещается небольшой поселок городского типа? После непродолжительной поездки в таком вагоне я могу легко это сделать! Решили мы с самой южной точки Индии города Каньякумари проехаться до Варкалы. Всего-то 4 остановки и 3 часа езды, подумали мы и купили билетики без мест. Я знала, что вагон быстро может заполниться на ближайших станциях, но русский авось сделал свое дело и мы спокойно заняли места в середине вагона.

Желающие сфотографироваться с белым человеком

Выезжая с конечной станции, он был еще полупустой. Индийцы все время хотели с нами сфотографироваться и, чтобы они отстали, мы на время освоили профессию фотомодели. На первой же остановке вбежала куча индийцев и заняла не только свободные места, но и проходы. На следующих станциях люди уже не могли протолкнуться к дверям. Индийцы висели в дверях, торчали из окон, на верхних полках лежало по несколько пар студентов. А, сидящий напротив меня мужчина, вдруг начал кричать на своего соседа, который по- видимому хотел передвинуть свою сумку и случайно или нет, залез на чужую территорию. У нас на глазах произошла трансформация — спокойный интеллигентный индус исчез. Вместо него появился взбешенный бабуин. Было такое ощущение, что этот гневный бабуин защищает свою семью и территорию от вражеского нашествия. Весь вагон включился в процесс и что-то выяснял. 10 минут стоял крик по всему вагону, потом сразу все стихло, бабуин вновь стал человеком, повернулся к нам и с милейшей благостной улыбкой констатировал: «Вот это — реальная Индия, мадам».

Поезд опоздал на 3 часа. Но мы, всё-таки, доехали до Варкалы. Два наших измученных тела были выдавлены из вагона без каких-либо повреждений, чему мы несказанно обрадовались и удивились. Выдохнули и заметили: теперь мы знаем, что такое общий вагон. Знания и опыт — это прекрасно, но в следующий раз мы поедем другим классом! Это в недалеком будущем.

В этом видео индийцы не едут на футбольный матч. Они просто добираются до нужного им места в общем вагоне:

Питание в индийских поездах

В поездах Индии сложно остаться голодным. Там постоянно носят чай и кофе, печенье, чипсы и всякие снеки. Также предлагают воду в бутылках, вегетарианскую еду или омлет. Заказать еду нужно у разносчиков. В 1-3 классах ходят в определенное время с ручкой и блокнотом, и спрашивают, кто что будет. Также можно перекусить и на станциях. Но помните, что индийская еда очень острая. Если для вашего желудка это не подходит, то запаситесь другой едой заранее.

Начинающим путешественникам советую не экстримальничать и начать ездить на 2AC и 3AC классах. Потом уже, покатавшись, вы поймете, хотите ли вы большего экстрима в общих вагонах или комфорта в 1AC. Мы для себя выбор сделали. Очередь за вами)

С уважением,

Так как большую часть наших перемещений между городами Индии мы совершили по железной дороге, настало самое время рассказать о ней подробнее.

Я думаю любой, человек на планете Земля, когда слышит словосочетание “индийские железные дороги” представляет себе примерно то, что мы видим на фотографии выше. Хочу вас расстроить, а может и обрадовать, что это не совсем так, я бы даже сказал – совсем не так.

Конечно, при желании и некотором везении вы можете себе устроить нечто подобное, но, в целом, индийские железные дороги производят довольно положительное впечатление. Хотя, возможно, у нас это было вызвано изначально заниженными ожиданиями.

По мне, лучше использовать азиатский – он чище, так как в нем проще поддерживать порядок, плюс индусы пользуются гигиеническим душем, а не туалетной бумагой, а это так же благотворно сказывается на чистоте помещения.

Попутчики

Как мы уже не раз говорили, индусы – это большие дети, поэтому готовьтесь к бесцеремонному вниманию с их стороны. Никакой агрессии или неприязни – только детское любопытство, все с вами будут хотеть знакомиться, общаться и так далее. В Мумбаи, например, мы не успели ещё погрузиться в вагон, а нам на помощь уже пришёл простой индийский парень. Вообще, помощь была нам не нужна, но его это совершенно не беспокоило ☺.

Дело в том, что списки пассажиров вывешивают прямо у входа в вагон, и всегда можно убедиться ваш ли это поезд перед вами, или просто такой же, но опаздывающий на сутки.

Так вот парень “помогал” нам искать наши фамилии в списке, хотя давалось ему это с трудом. Зато, когда, мы сели в вагон, он с удовольствием поменялся со мной местом, что бы мы с Оксаной ехали рядом. Ну а как иначе, мы же уже знакомы – почти родственники, можно сказать.

Вообще, это конечно всё очень мило, но иногда порядком утомляет. Хотя, согласитесь, уж лучше так, чем если бы на тебя всю дорогу волком смотрели.

Вокзалы

В большинстве своем вокзалы в Индии, довольно утилитарные сооружения. Т.е. никаких вам украшательств и изысков – дешево и сердито. Вот бетонная коробка – это будет зал ожидания, тут вот перрон с навесом из профнастила, тут надземные переходы через пути с решетками, что бы никто не выпал, и так далее.

Из любого правила, конечно, есть исключения, например, в Мумбаии. Но на то оно и исключение, что бы подтверждать правило.

Видимо, осознавая это, вокзалы всё таки пытаются как-то оживить. Вот, например, посмотрите какие в Джайпуре на вокзале забавные рисунки, по моему, очень мило.

И всегда можно, договориться встретиться у колонны с коровкой ☺. Детям, опять же, проще запомнить где остались сидеть родители. В общем, симпатично и функционально.

Особенности

В индийских поездах нет проводников в привычном нам понимании, т.е. никто у вас при посадке в вагон проверять билет не будет, вместо этого на каждом вагоне вывешивают список пассажиров с указанием всей маршрутной информации – никакой приватности, ага ☺. Билет проверяет контролер, уже в пути, так же по списку. Из этой особенности вытекает ещё две. Первая, как такового билета на руках можно и не иметь, достаточно чего-нибудь из этого:

  • распечатки
  • электронного билета, например, в телефоне
  • просто номера (так называемого PNR)
  • Скорее всего, если у вас не будет ничего из выше перечисленного, ничего страшного не произойдет, вряд ли с вами в вагоне едет ещё один Василий Пупкин, но я бы проверять такую возможность не стал ☺. Кстати, о том как покупать билеты на индийские поезда вы можете прочитать .

    И вторая, на вашем законном месте, вполне может сидеть другой пассажир, который перепутал поезд, вагон, дату или собственную фамилию. Кстати, то же самое легко может произойти и с вами, поэтому скандалить сразу не нужно – лучше подождать контролера.

    Будьте готовы, что каждую минуту через через вагон будет проходить торговец чем либо, а иногда и не один. Так же из торговцев могут возникать пробки прямо около вашего места, плюс к этому они все громко выкрикивают наименование своего товара. К сожалению, никакого рецепта против этого не существует, но: “Предупрежден – значит вооружен!”

    Если в вагонах без кондиционеров можно легко схватить тепловой удар, то в вагонах с оными можно и замерзнуть. Плюс к этому в вагоне установлены вентиляторы, которые теоретически можно выключить, но Индусы их тут же включают опять – видимо, им жарко ☺.

    Очень понравилось, что в вагонах есть розетки, правда в AC 3-Tier Sleeper была всего одна розетка на купе, но это всяко лучше чем одна на вагон. Чтобы не следить за телефоном, мы поставили туда заряжаться наш Power Bank, а уже потом заряжали от него телефоны – очень удобно.

    Вот кстати, про слежение за вещами. Везде пишут, что вещи без присмотра лучше не оставлять, на это так и хочется ответить: “Спасибо, капитан!” Но что бы обезопасить себя ещё больше, можно пристегнуть свой багаж к специальным тросикам, которые в изобилии представлены под каждым сидением.

    Так же, на просторах интернета можно встретить рассказы об опозданиях индийских поездов. В самых жутких историях описываются опоздания чуть ли не на сутки. Так это ли на самом деле, нам проверить, к счастью, не удалось. Все три наших переезда проходили точно по расписанию, видимо, карма у нас хорошая ☺.

    Вот, вроде всё, если ещё что вспомню – обязательно допишу. Да, может у вас возникли какие вопросы? Спрашивайте, постараемся ответить. И главное, не бойтесь индийских поездов, конечно, до они не дотягивают, но это очень удобный и экономичный вариант для перемещений по Индии.

    По горным железным дорогам Индии стоит путешествовать хотя бы потому, что там ходят настоящие игрушечные поезда, которые спроектировали и установили более 130 лет назад британские инженеры. Справедливости ради надо сказать, что именно в Индии вы увидите выдающиеся образцы железных дорог в горах, построенные с учетом тяжелейших условий горного ландшафта и буйной тропической растительности.

    Первые направления для движения такого вида транспорта были открыты между 1881 и 1908 годами. В процессе создания удивительных железнодорожных кружев и серпантинов применялись очень смелые и остроумные инженерные решения. Вследствие реализации проекта Индия получила эффективные железнодорожные линии, проложенные в горной местности необычайной красоты.

    Сегодня они по-прежнему работают, перевозя пассажиров в полном объеме. Подвижный состав также сохранен с тех незапамятных времен и служит живым примером того, как работали машиностроительные предприятия в конце XIX - начале XX в.в. Согласно задумке проектантов и инженеров, горные железные дороги Индии должны соединять высокогорные климатические курорты с предгорьями, прокладывая свои извилистые пути через изрезанные долинами и реками живописные горные ландшафты. Реализация таких грандиозных планов в тот период стала воплощением выдающихся планов британских технических специалистов,примером инженерных чудес и колоссальных изменений в технологии.

    Всего в Индии проложено семь маленьких железнодорожных линий, шесть из которых - узкоколейки (ширина колеи - 2 фута т.е. 610 мм) и одна - шириной 1 м. На сегодня во всем мире насчитывается всего около 20 аналогичных железных дорог, которые до сих пор остаются в эксплуатации. Все дороги, о которых пойдет речь, построены в девятнадцатом и начале двадцатого века по приказу британцев, руководивших в то время страной.

    Три из семи вышеперечисленных дорог находятся в очень труднодоступных местах, в их числе:

    • Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway, 1881 г.)
    • Калка-Шимла железная дорога(англ. Kalka Shimla Railway, 1898 г.)
    • Кангра Вали(англ. Kangra Valley Railway) Патанкот (1924)

    Четвертая - Масрен Хилл железная дорога (англ. Matheran Hill Railway) находится в Махараштре.

    Следующая, Ламдинг-Селчер(англ. Lumding-Silchar) - построена на рубеже XX века, железнодорожная ветка лежит глубоко внутри штата Ассам, в долине реки Барак и гор Качар.

    В 2005 году была сдана в эксплуатацию еще одна горная железная дорога в Индии - Кашмир, ее ветка пролегает в труднодоступных горных районах в Гималаях на севере Индии.

    Горные железные дороги Индии, включенные в список ЮНЕСКО

    Согласно списку Всемирного наследия ЮНЕСКО, на территории страны функционирует три старинных линии, включенных в его перечни:

    1. Дорога Калка-Шимла (англ. Kalka Shimla Railway) - проложена в предгорьях Гималаев, в штате Химачал-Прадеш (север Индии, столица город Шимлла), ее протяженность 96,6 км. Ветка была спроектирована в середине XIX века, ее эксплуатация началась в 1903 году. Пассажиры, пользовавшиеся этим маршрутом, утверждают, что масштабность строительства, осуществлявшегося в те годы, действительно впечатляет до глубины души. Очевидно, что трудности, которые преодолевали инженеры и строители этой дороги, тоже были огромными.

    Город Шимла, отправной пункт железнодорожной ветки, в середины XIX века выполнял роль летней столицы британского колониального правительства Индии, поскольку был расположен на самом севере страны, в Гималаях, благоухающих летом прохладным и чистым горным воздухом. На юге Индии аналогичную роль все той же летней обители для правительства выполнял штат Тамил Наду(Тамилнад) и его столица Ченнаи.

    Необходимость строительства горной железной дороги в направлении Шимлы была вызвана именно перемещением правящих чиновников. На лето они, как правило, уезжали из Дели в горы, за комфортным климатом, а к осени возвращались обратно - в офисы и конторы столицы. В настоящее время по маршруту Калка-Шимла-Калка ходят четыре поезда, два из них -исторические раритеты, занесенные в список ЮНЕСКО, - Shivalic Express и Himalayan Queen. Третий - современный представитель ж.д.транспорта, Rail Motor, четвертый - самый дешевый транспорт Simla Express.

    Время в пути исторических игрушечных поездов - примерно 5 часов. Shivalik Delux по уровню комфорта более роскошный, чем Гималайская Королева(Himalayan Queen), Rail Motor имеет средний уровень комфорта, т.е. менее удобный, чем Shivalik Delux. В соответствии с уровнем сервиса определяется и стоимость проезда в этих поездах.

    Цена билета на горных железных дорогах Индии

    Прокатиться из Шимлы в Калку можно:

    • за 415 рупий($6) - на Shivalic Delux
    • за 305 рупий($4,15) - на Rail Motor
    • за 255 рупий($3.8) - на Queen
    • за 65 рупий($1) - на Simla Express

    График движения поездов на горной железной дороге Калка-Шимла-Калка

    Первый рейс из Калки (Rail Motor) - в 5.10 утра, Shivalic Express - в 5.30, Simla Express - в 6.00, Himalayan Queen отправляется из Калки в 12.10. Shivalick Express - более комфортный и более удобный поезд, что видно и по цене билета.

    2. Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway)

    Эта Гималайская железная дорога расположена в предгорьях Гималаев в Западной Бенгалии (штат на северо-востоке Индии), ее протяженность - 88 км. Дарджилинг Гималайская железная дорога, также известная как Toy Train - узкоколейка шириной 2 фута (610 мм), проложенная между Новой Джалпайгури и Дарджилинг в индийском штате Западная Бенгалия. Ее создали в период с 1879 по 1881 годы, протяженность - около 78 километров(48 миль). Поезд в процессе движения по маршруту преодолевает перепад высот от 100 метров (328 футов) в Нью-Джалпаигури до около 2200 метров (7,218 футов) в Дарджилинг.

    3. Нилгири (Nilgiri Hills) - железнодорожная горная ветка расположена в горном массиве Нилгири-Хиллз(Голубые горы) в штате Тамилнад (Южная Индия), ее протяженность - 45,88 км. Особенность этого региона - принадлежность к территории биосферного заповедника Нилгири, также включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    В начале XIX века эти места были очень популярны летом и на выходные дни как отличные оазисы для отдыха британцев. В 1827 году городок Ути стал официальной летней санаторной столицей провинции Мадрас. С тех пор началось строительство местных горных дорог, а в 1899 году была завершена огромная работа - горная железная дорога Нилгири. По рельсам старинной железнодорожной ветки поезда ходят до сих пор.

    Раритетный Нью-Дели Экспресс - известная далеко за пределами Индии поезд-игрушка, курсирующий по ветке Нилгири, он также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Игрушечный паровоз с пассажирскими вагонами ходит по маршруту один раз в день - из Меттупалайям (Mettupalayam) отправляется в 07.10 и достигает Ути в полдень. Обратный рейс из Ути - в 14.00, в Меттупалайям пассажиры прибывают в 17.35.

    Согласно новым планам, поезд по маршруту Меттупалайям-Ути планируется присоединить к Нилгири Экспресс, который курсирует из Меттупалайям в Ченнаи через Коимбатур.

    В летний период для увеличения количества перевозок планируется дополнительный рейс, который будет функционировать в апреле и мае. Из Меттупалайям он будет отправляться в 09.30 (AM), аиз Ути в 12.15 (PM). Между станциями Кунур и Утакаманд(Udagamandalam) также курсируют ежедневные поезда, они осуществляют по четыре рейса в каждую сторону. Нилгири экспресс покрывает по горной железной дороге расстояние 26 км (16,2 миль), при этом проходит через 208 кривых, 16 туннелей и 250 мостов. В гору путешествие занимает около 290 минут (4,8 часа) , спуски длятся 215 минут (3,6 часа). Ветка Nilgiri Hills имеет самый крутой трек в Азии, ей максимальный градиент 8,33%.

    Хотите побывать в мифическом путешествии, ощутить дыхание Гималаев или Голубых гор Индии? Рекомендуем сделать это хотя бы раз в жизни!

    Расписание поездов найдете на сайте железных дорог Индии - indiarailinfo.com.

    Но мы еще ни слова не сказали о чуть ли не самом важном и востребованном виде транспорта — поездах. Я думаю, с большой долей вероятности можно сказать, что в наших краях давно устоялся стереотип о том, что среднестатистический индийский поезд обязательно похож на плотно фаршированную сосиску. В принципе это и не удивительно, учитывая, что Индия уступает по численности населения только Китаю, а индийская ж/д одна из самых протяженных в мире (около 7 тыс. станций на более чем 60 тыс. км путей). К слову, государственная компания “Индийские железные дороги” за один день в среднем перевозит около 30 миллионов пассажиров и 2.5 млн. тонн груза (около миллиарда тонн в год).

    В теории, индийский поезд должен выглядеть как-то так:

    На самом деле, подобная экзотика в Индии встречается не часто, точнее сказать, практически не встречается, разве что в дни каких-то больших праздников, когда спрос значительно превышает предложение.

    Вживую выглядит это примерно так:

    А посадка в такие часы пик — процесс еще куда более интересный. Чтобы успеть занять хоть какое-то место в вагоне и не рисковать жизнью на крыше или в дверном проеме, люди заходят запрыгивают в вагоны еще до остановки поезда:

    К нашему большому сожалению, ничего подобного мы так и не увидели, а наши поездки на индийских поездах были исключительно культурными, рафинированными и от того скучными.

    Ж/д вокзал города Аллеппи. На каждом перроне обязательно есть часы, места ожидания для первого, спального (sleeper) и других классов разделены, в лучших традициях сегрегации.

    Городок, по индийским меркам, небольшой, поэтому и людей здесь относительно немного.

    Если в дороге вас настигло чувство голода, то справиться с ним помогут многочисленные точки общепита и дружелюбные торговцы продуктами. Так, выпив чаю, мы разговорились с одним из продавцов, который объяснил нам некоторые тонкости использования ИЖД.

    Оказалось, что мы купили билет в общий вагон (без класса) и можем не дожидаться определенного поезда, а садиться на любой, главное чтобы направление нам подходило.

    Индийские проводники, в отличии от наших, очень гостеприимные люди и не закрывают двери после начала движения поезда, поэтому если вы немного опоздали, то не нужно кричать и показывать руками стоп-кран, достаточно просто запрыгнуть в ближайшую дверь. Собственно, так мы и сделали, догоняя наш первый поезд.

    Коллам (наш пункт назначения) был не так далеко, поэтому мы решили экстремальнуть и купили самый дешевый билет. Но, к сожалению, в этот раз не судилось, перехватив нас на подлете к общему вагону, заботливые индийцы всячески пытались запугать нас переизбытком "экзотики", попутно увлекая в сторону более дорогих вагонов. Даже проводник посчитал, что нежным белым господам довольно опасно ехать в общем вагоне и, проверив билет, просто улыбнулся.

    Вот так выглядит билет в общий вагон — ни места, ни времени отправки поезда, в день покупки билета можно садиться на любой поезд в нужном направлении.

    Оказалось, что мы попали в спальный (так называемый слипер класс, sleeper class) не кондиционируемый вагон:

    В принципе напоминает наш плацкарт, только на третьей полке вместо вещей лежат дополнительные соседи:

    На окнах решетки, а вместо кондиционеров вентиляторы.

    Следующая возможность прокатиться на поезде нам представилась в городе Тутикорин. Экран на вокзале заработал сразу после прибытия поезда:

    Персонал очень дружелюбный, как впрочем и по всей Индии, но, к сожалению, с плохим английским, так что тренируйте актерские способности.

    В этот раз мы сразу купили самый дорогой билет. Это первый класс c кондиционером. Выглядит он так:

    Сравнение c билетом общего вагона:

    Богатые люди не очень вольны распоряжаться собственным временем, поэтому в билете четко указаны дата отправления и номер поезда. Время в билете не указывается, его вам придется узнавать самостоятельно, при покупке билета или посмотреть в справочнике (по номеру поезда).

    Во время стоянки поезда специальный работник расклеивает на вагонах листы с фамилиями, вам нужно будет найти свою и запомнить “сгенерированный” номер посадочного места.

    Место “генерируется” исходя из гендерных и возрастных данных всех пассажиров, которые едут этим классом.

    При покупке билета вы, конечно, можете указать, что хотите нижнюю полку или выбрать купе, если едете компанией. Но никого это не будет интересовать, ведь добропорядочный индиец, составляющий списки, никогда не допустит, чтобы неженатая молодая девушка ехала в компании молодых парней и наоборот. При покупке билета заполняется анкета, в которой необходимо указать все — пол, возраст, сексуальные предпочтения и т.д. Вот так выглядят составы команд купе:

    Первый класс ничем не отличается от наших вагонов-купе, разве что больше различных тумблеров/выключателей и кондиционер помощнее.

    Постель всегда застилает проводник.

    Первый класс — отличное место, чтобы завести знакомство с крутыми индийскими бизнесменами. Один продвинутый индиец поведал нам, что это далеко не самый лучший вариант за потраченные деньги. Сложно представить, что может быть лучше в индийском поезде, хотя это может быть какой-нибудь бизнес-вагон или ультрапервый класс.

    Вот так выглядит первоклассный туалет, шепотом пересказывают легенды, что в других классах не хуже:

    Из окон индийских поездов можно увидеть настоящую, красивую Индию:

    Чтобы подвести итог данной статьи и сделать ее хоть немного полезной для путешественников, мы собрали некоторую полезную информацию и попытались ее структурировать.

    Рассмотри классы вагонов и их отличия:

    Бесклассовый общий вагон / Second Sitting, General Class (Код: 2S) — самый дешевый, довольно опасный и самый малокомфортабельный способ путешествия индийскими поездами. На билетах не проставляется ни номер поезда, ни время отправки, вы можете уехать на любом поезде, в который влезете. Расположить свои тела можно в основном на деревянных полках, по 3 в купе и 2 сбоку, найти свободное место может или очень везучий, или очень сильный человек. Если получится занять верхние места, то можно провести время в относительном одиночестве, внизу же придется спать в обнимку с другими соседями.

    Приблизительная стоимость проезда: 1 доллар за 500 км.

    Спальный вагон / Sleeper Class (Код: SL) — очень похож на наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок (три яруса). Занять горизонтальное положение удастся только если вы успели загнездиться на верхних полках, багаж придется брать с собой. Внизу рассаживается довольно много не такого проворного народа. Средние полки отсоединяются только на ночь. Белье не выдают. Большое количество попрошаек. Кондиционеров нет, только вентиляторы. Окна без стекол, с решетками.

    Приблизительная стоимость проезда: 5 долларов за 1000 км.

    Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Код: 3A) — практически тот же спальный, шесть полок в купе (три яруса) и две сбоку. Наглухо закупоренные окна и постоянно работающий кондиционер. За фейс-контроль отвечает проводник, поэтому места здесь есть всегда. Продавцы всего на свете и уборщики купе, клянчащие мелкую монету за свой труд, не считаются. Бесплатное белье, обязательно выдается одеяло, в связи с постоянно работающим кондиционером здесь довольно прохладно.

    Приблизительная стоимость проезда: 10 долларов за 1000 км.

    Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Код: 2A) — отличается более высокой ценой, четыре полки в купе (два яруса), практически полное сходство с нашим плацкартом. Все купе отгорожены от прохода длинными шторами.

    Приблизительная стоимость проезда: 20 долларов за 1000 км.

    Первый класс с кондиционером / First class Air-Conditioned (Код: 1A) — аналог нашего купе, но с кондиционером. Один из самых дорогих вариантов. Этот тип вагонов включен не во все поезда, как правило, только дальнего следования.

    Приблизительная стоимость проезда: 30 долларов за 1000 км.

    Если вам не удалось купить билет на поезд, то можно воспользоваться такой услугой как “wait list” (вейтлист).

    По вейтлисту билеты продаются без обозначенного заранее места и даже номера вагона, но дают вам право следовать в соответствующем поезде и классе (в зависимости от стоимости билета) до конкретного пункта назначения. Уже будучи в вагоне, можно попробовать найти себе место, бесплатно или за небольшие чаевые проводнику.

    И напоследок, где можно купить билеты онлайн.

    Официальный сайт железных дорог Индии:

    Еще два сайта для покупки билетов:

    Если есть такая возможность, то мы рекомендуем покупать билеты непосредственно в кассе. Если же вы покупаете билет через интернет, то лучше как можно быстрее сменять его на бумажный вариант, иначе, "благодаря" индийскому раздолбайству вы можете попасть в вейтлист.

    Похожие публикации