История создания самолета як 42. ИжАвиа - «Старая добрая советская авиация

Як-43 – разработанный в середине 1970-х годов советский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет с тремя двигателями.

На сегодняшний день эксплуатируются 32 моделей авиалайнера Як-42: девять на КрасАвиа, шесть на Саратовских авиалиниях, десять на Ижавиа, один на РусДжет, один на СИРИУС-АЭРО, три на ТУРУХАН и еще две модели используются военно-воздушными силами КНР.

Производство авиалайнера было прекращено в 2010 году.

Як-42 впервые был презентован в 1977 году на международном авиасалоне в городе ЛеБурже, однако сама разработка лайнера началась за пять лет до этого, 1972 года в конструкторском бюро Яковлево.

Причинами для разработки Як-42 являлась потребность в новом среднемагистральном пассажирском самолете который сменит уже отжившие свое Ту-134 и Ил-18. Первые несколько прототипов появились в 1974-1976 гг. и представляли собой разность в конструкции в стреловидности крыла и иных элементах.

В 1977 году Як-42 начал серийно выпускаться, сразу после успешной демонстрации. Уже в 1980 году он дебютировал с пассажирскими перевозками и с тех пор прекращал свою эксплуатацию только один раз на период с 1982 по 1984 год, вследствие катастрофы 28 июня в 1982 году, случившейся в Белоруссии ССР и унесшей жизни 132 человек.

В 1988 году начался выпуск модифицированной версии самолета, получившей именование Як-42Д.

На сегодняшний день было изготовлено общей сложностью 183 лайнера. Крушение самолета 7 сентября в 2011 году, в которой Россия потеряла 44 человека, в том числе весь хоккейный клуб «Локомотив» из Ярославля, вынудила Правительство РФ прекратить полеты еще 10 образцов лайнера Як-42.

Указанное видео рассказывает подробную историю создания и эксплуатации авиалайнера Як-42 в СССР.

Характеристики

  • Длина авиалайнера: 36.38 м;
  • Размах крыльев: 34.88 м;
  • Высота хвоста лайнера: 9.83 м;
  • Площадь несущей поверхности крыла: 150 км. м;
  • Диаметр фюзеляжа: 3,8 м;
  • Ширина салона: 3,6 м;
  • Взлетная масса: 57 т;
  • Посадочная масса: 51 т;
  • Вес пустого: 34,515 т;
  • Максимальная дальность полета: 2 900 км;
  • Дальность полета с максимальной загрузкой: 1 700 км;
  • Крейсерская скорость: 700 км/ч;
  • Максимальная скорость: 810 км/ч;
  • Максимальная высота полета: 9 100 м;
  • Длина взлетно-посадочной полосы: 2 200 м;
  • Длина разбега: 1 800 м;
  • Длина пробега: 1 670 м;
  • Турбореактивные двигатели: 3×6500 кгс Д-36;
  • Часовой расход топлива: 2300 — 3100 кг;
  • Удельный расход горючего: 35,0 г/(пасс.-км).

Конструкция

Як-42 являет собой свободнонесущий моноплан с оперением Т-формы цельнометаллической конструкции. Имеет стреловидное крыло 23 градусов и фюзеляж – полумонокок с круглым сечением.

Шасси авиалайнера состоит из трех опор: передняя выпускается наружу по потоку и основные в стороны против потока. Управление гидравлическое.

Як-42 оборудован основной и аварийной гидросистемами. В их задачи входят: выпускание, убирание и разворот шасси, предкрылков и закрылков, торможение колес, убирание входного трапа, перестановку стабилизатора, функционирование стеклоочистителей и т. д.

У Як-42 не самая мощная система электроснабжения: первичная имеет трёхфазное напряжение 115/208 В по 400 Гц и от неё получают питание второстипенные системы 36 В по 400 Гц и 27 В постоянного напряжения.

В самолете используются бесконтактные датчики для механического управления однощелковых закрылок и предкрылок с дефлектором. Переключатель использует три фазы: 20°, 40° и 0° («Убр»). При обрывании трансмиссии из-за возникновения разности подъемных сил закрылки и предкрылки предохранены двумя сельсинами-датчиками ДС-10 и одним блоком БОР-1 (отвечающего за аварийные тормоза трансмиссии), вместе которые образуют систему предупреждения рассогласования СПР-1.

Имеет очень бесхитростную систему топлива, состоящую из единственного центрального кессон-бака и двух по бокам вмещаемостью 6 170 кг каждый.

У самолета Як-42 нет реверса тяги, но из-за низкой скорости посадки торможение не является проблемой.

В целом, авиалайнер Як-42 был достаточно передовой машиной для своего времени, в нем старались сочетать эффективное топливопотребление, высокую крейсерскую скорость и возможность подъема и посадки авиалайнера с любого аэродрома. Для этого было создано и проверено множество оригинальных конструкторских решений, например – неразъёмное крыло и цельный монолитный композитный канал воздухосборника и другое.

Схема авиасалона

Самолет Як-42 различается по проекту авиасалона на два вида:

  1. Эконом класс на 120 мест.
  2. Двухклассная форма на 100 мест: 84 эконом и 16 бизнес класса.

В обоих конфигурациях два салона разделены друг от друга специальными перегородками. Всего ширина салона 3,6 м, что по меркам пассажирских авиалайнеров меньше среднего.

Лучшие места

Наиболее удобные места в авиасалоне будут располагаться в бизнес-классе, ввиду наибольшего расстояния между передними и задними креслами и откидного сидения. Если же вы едите в эконом, выберете места 7 ряда – из-за дверей перед рядом, площадь для ног будет увеличено.

Если вы боитесь непредвиденных ситуаций – сядьте в 13 или 14 ряду, как раз между ними размещен аварийный выход.

Не стоит садиться в первый и последний ряд авиалайнера, даже в бизнес-классе, так как они близки к сан-узлам и дверям в тамбур, которые будут постоянно хлопать. Первый ряд также неудобен тем, что спереди него располагается перегородка.

Если вы хотите выбрать хорошие места более точно:

  1. Изучите схему самолет;
  2. Не занимайте мест около технических помещений (туалетов, кухонь и т. д.)
  3. Не занимайте мест с не откидывающейся спинкой.
  4. Попросите помощи в выборе у представителя авиакомпании, они обязательно дадут вам совет.

Заключение

Як-42 – пассажирский самолет, созданный в 1977 году в СССР, и предназначенный для перевозки груза и пассажиров на средних и ближних воздушных магистралях.

Як-42 должен был стать заменой Ту-134 и Ил-18, и сочетал в себе много передовых конструкторских решений того времени, однако за все время эксплуатации авиалайнера было изготовлено всего 183 модели против более 800 Ту-134.

Сегодня по России перевозки осуществляют 30 образцов Як-42 и еще две модели используются армией Китая.

воздушного судна.

Общие сведения о ВС

Несмотря на то что Як-42 так и не заменил Ту-134, как предполагалось, некоторые компании до сих пор используют его в своей полетной программе.

На крейсерской высоте до 9 тысяч метров самолет может развивать максимальную скорость в 700 километров/ч. Высота судна небольшая - 9,8 метра, в длину Як-42 всего 36 метров. Для управления ВС необходимы два летчика, а также кабина оборудована для одного бортмеханика. Вместимость пассажирской кабины начинается от 39 человек и заканчивается 120, эта же цифра самая распространенная среди авиакомпаний. Отличительной чертой пассажирского салона является нумерация кресел с помощью букв кириллицы.

Какие авиакомпании эксплуатируют данный тип ВС?

На 2017 год Як-42 находится в эксплуатации у трех российских авиакомпаний. "КрасАвиа" владеет парком Як-42 из девяти самолетов, "Саратовские авиалинии" - из пяти - и "Ижавиа" используют 10 самолетов. Общее количество Як-42 среди коммерческих и пассажирских перевозок составляет тридцать пять самолетов. "Газпром авиа" только два года назад вывел свои семь штук.

За границей данный тип ВС эксплуатируются военно-воздушными силами Китая, в количестве двух штук. Як-42 находится в лизинге у Ирана и Пакистана, а также во владении у КНР - восемь штук и у Кубы - четыре.

Схема салона Як-42 в одноклассовой компоновке

Во всех российских компаниях-эксплуатантах данная модель находится в одинаковых компановках. Самая интересная и отличительная черта самолета это то, что входить пассажирам в него нужно не с левой боковой части фюзеляжа, а сзади. Под хвостовым оперением находится основной аварийный выход, он же главная сервисная дверь.

По схеме салона самолета Як-42 всего можно насчитать 20 рядов. Первый ряд начинается так же, как и на других типах ВС, в носовой части. Здесь, по отзывам, лучшие места Як-42, схема салона предполагает перед пассажиром только наличие перегородки, то есть никто не опустит спинку кресла во время полета. Пространство для вытягивания ног есть, но небольшое, из-за впереди стоящей стены. Хотя сидеть в первом ряду намного просторнее. Минусом таких мест является туалетная комната, которая находится прямо за этой стеной. Поэтому крайние места В и Г будут очень неудобными, ведь именно рядом с ними будет толпиться народ, находясь в очереди.6-й ряд совершенно некомфортен из-за наличия позади перегородки аварийного выхода, поэтому спинки кресел тут зафиксированы в вертикальном положении на протяжении всего полета. В 7-м ряду по схеме салона лучшие места Як-42, так как находятся непосредственно у аварийного выхода. Здесь много пространства для вытягивания ног, и спереди не будет мешать откинутая спинка кресла. Но минусом будет запрет размещения на такой большой территории ручной клади, а также вид из иллюминатора будет частичным.

За 13-м рядом также находится аварийный люк, поэтому спинки этого ряда заблокированы. Зато у 14-го ряда полное преимущество на комфортный полет и те же самые минусы запрета на расположение ручной клади в ногах. Таким образом, кресла 14-го ряда имеют по схеме салона лучшие места Як-42. В 19-м ряду крайние места В и Г будут неудобны, так как туалетная комната находится в непосредственной близости, и все звуки смыва, запахи, а также толпящиеся очереди создают дискомфорт для отдыха.

Самый плохой вариант для посадки - это 20-й ряд, ведь сразу позади стена туалета, из-за которой спинка кресла не будет откидываться. Плюс излишние шумы в хвостовой части создаются из-за наличия двигателей.

Як-42 в двуклассовой компоновке

Безусловно, комфортабельные кресла бизнес-класса являются лучшими местами салона схемы Як-42. Салон экономического класса оставляет за собой 100 кресел, а бизнес-класс вмещает 16 и тянется с первого по четвертый ряды. По два кресла с каждой стороны фюзеляжа. Но нумерация эконом-класса начинается с цифры семь и заканчивается двадцатым рядом.

В таком виде первый ряд бизнеса с его крайними местами Б и Г будет иметь небольшие минусы в наличии туалетной комнаты за впереди стоящей перегородкой. Шумы и лишняя суета исходят из кухонной стойки, а также запрет на размещение ручной клади в ногах. 7-й и 14-й ряды экономического класса имеют те же преимущества в дополнительном месте для ног, являясь по схеме салона лучшими местами Як-42.

На рейсах Саратовских авиалиний (Саравиа) летает 8 самолетов модели Як-42. Это узкофюзеляжные лайнеры, ближне и среднемагистрального назначения. У компании есть два варианта компоновки Як-42: одноклассовая (только эконом-класс) и двухклассовая (бизнес и эконом классы). Первый вариант вмешает 120 пассажиров, второй – только 100. Средний возраст самолетов, по некоторым данным составляет 23 года.

Схему посадочных мест можно посмотреть на официальном сайте авиакомпании (http://www.saratovairlines.ru/SiteAssets/schema.aspx). В нашем обзоре рассмотрим одноклассовую компоновку на 120 посадочных мест.

Ряд 1. Хорошие места для полета, но с некоторыми недостатками. Начнем с преимуществ. Во-первых, на вас здесь никто не откинет спинку кресла, так как впереди находится только перегородка. Во-вторых, есть немного дополнительного пространства для ног, хотя вытянуть ноги но предела вряд ли получится, так как перегородка находится достаточно близко.
Теперь что касается минусов. Омрачает ситуацию наличие туалетов прямо за стенкой. Места «В» и «Г» являются крайними к проходу, поэтому подвержены контакту с проходящими пассажирами (задели локтем, наступили на ногу и пр.). Нередко здесь будут образовываться очереди. Также наличие перед глазами перегородки не добавить комфорта полету.
Ряд 6. Не самые лучшие места. Самый главный недостаток ряда – спинки кресел заблокированы и не откидываются. Причина тому – наличие позади ряда перегородки от аварийного выхода. Лететь в одном положении кресла не очень удобно.
Ряд 7. Хорошие места, можно сказать лучшие в данном салоне. Аварийный выход создает очень много пространства для ног. Можно с комфортом вытянуться даже высокому человеку. Второй приятный момент – никто не откинет спинку кресла.
Минусы есть, но они не связаны с комфортом. Первый недостаток – проходы нельзя закладывать ручной кладью. Второе – места очень быстро расхватываются, так что бронируйте 7 ряд заранее. К минусам также можно отнести отсутствие обзора в иллюминатор (полное или частичное).
Ряд 13. Возможно, что спинки кресел заблокированы, так как позади находится аварийный люк (данный момент следует уточнить у представителей авиакомпании).
Ряд 14. Хорошие места для полета, так как спинки кресел предыдущего ряда заблокированы и не откидываются на 14 ряд (данный момент также следует уточнить у представителей авиакомпании).
Ряд 19, места «В» и «Г» (выделены желтым цветом). К данному ряду есть замечания. Как и в случае с местами «В» и «Г» в первом ряду, являются крайними к проходу. А так как WC очень близко – весь полет здесь будет наблюдаться повышенный трафик пассажиров.
Ряд 20. Худшие места для полета в Як-42. Спинки кресел здесь заблокированы из-за перегородки, разделяющей салон и туалеты. Туалеты находятся так близко, что звуки сливного бака и запахи точно не добавят комфорта. В данном ряду всегда будет больше шума и суеты.

Эксплуатация самолета Як-42 началась в 1980 году. Предназначался лайнер для пассажирских перевозок на ближнемагистарльных линиях.В 1988 году началось производство его усовершенствованной версии Як-42Д. Этот лайнер отличался большей дальностью полета и большим весом.

Серийное производство обеих версий продолжалось до 2002 года. В общей сложности построено 194 самолета, в том числе 64 Як-42 и 130 Як-42Д.

По состоянию на 2017 год самолеты Як-42 продолжают эксплуатироваться. Такие лайнеры есть в парках многих российских компаний. Хотя основные перевозки осуществляются зарубежными самолетами, Як-42 продолжает показывать свою надежность, удобство в эксплуатации.

Наличие собственного трапа, находящегося в хвостовой части самолета, дает возможность, не дожидаясь подачи трап-машины, осуществлять посадку и высадку пассажиров, что довольно удобно. Так как им не нужно ждать, порой десять и даже более минут.

В числе удобств, которые предлагаются пассажирам, большие круглые иллюминаторы. В салоне имеется хорошая звукоизоляция. Конфигурация кресел 3+3.

Салон и лучшие места

Вход в салон располагается в хвостовой части самолета. В самолете имеются 6 аварийных люков. В носовой и в хвостовой частях салона находятся туалеты. Компоновка салона имеет два варианта. При первом – это бизнес-класс и эконом-класс, при втором компоновка одноклассная, есть только эконом-класс.

При одноклассной компоновке салона в первом ряду места признаются хорошими, но имеющими некоторые недостатки. В числе плюсов отсутствие кресел впереди. Это значит, что никто не будет откидывать спинку, стесняя пассажира. Положительным является увеличенное пространство для ног. Правда, вытянуть их получился далеко не у каждого. Перегородка расположена близко.

Недостаток – слишком близко находится туалет. Особенно из-за этого неудобно пассажирам на местах «В» и «Г». Они граничат с проходом. Здесь возможен контакт с передвигающимися по проходу пассажирами. Порой во время полета в проходе скапливаются очереди в туалет. У первого ряда они скапливаются чаще всего. Следует также отметить перегородку, находящуюся впереди. Смотреть на нее во время всего полета не особо приятно.

Следующие ряды, до 6-го, стандартные. Есть, конечно, у кресел, находящихся в них, свои плюсы и минусы, но они не особо значимы.

Далеко не лучшие места находятся в 6-ом ряду. Основной минус – спинки кресел не откидываются. Это сделано из-за того, что позади находится аварийный выход.

Лучшими местами являются кресла, находящиеся в 7-ом ряду. Так как перед этим рядом находится аварийный выход, большое пустое пространство позволяет вытянуться со всеми удобствами человеку любого роста. Еще один плюс – так как до кресла, находящегося впереди далеко, никто не помешает сидящему откинутой спинкой.

Минусы здесь тоже есть. Но они не относятся к комфорту. Так, здесь нельзя на пол ставить ручную кладь. Еще минус – почти полное отсутствие обзора в иллюминатор. Можно также назвать минусом и то, что в этом ряду не разрешается находиться некоторым категориям пассажиров. Это беременные женщины, престарелые, пассажиры с детьми, дети, иностранные граждане, плохо знающие русский или английский язык.

Следующие 5 рядов – это стандартные места. О каких-то серьезных плюсах и минусах говорить здесь не приходится.

У кресел 13-го ряда заблокированы спинки. Это неудобство, так как пассажиры не могут их откинуть, и вынуждены в течение всего полета находиться в одном положении. Причина – позади находится аварийный выход.

В 14-ом ряду расположены места, удобные для полета. Это и наличие большого пространства для ног, и то, что впереди сидящий пассажир не откинет спинку своего кресса и не создаст неудобства.

Места в рядах с 15-го по 18 трудно выделить, как в хорошие, так и в имеющие недостатки. Они стандартные.

В ряду 19-ом места «В» и «Г» имеют недостатки. Они находятся у прохода. Поскольку туалет расположен недалеко, здесь во время полета велика интенсивность перемещения пассажиров.

Худшими местами в салоне Як-42 признаются, находящиеся в 20-ом ряду. Спинки кресел здесь заблокированы. Позади находится перегородка. За ней расположен туалет. При этом находится он так близко, что пассажирам хорошо слышны звуки сливного бочка.

Самолет Як-42, уступая зарубежным аналогам внешностью, выигрывает у них в надежности

Авиалайнер Як-42 может принять на борт 120 пассажиров. В салоне они будут иметь уровень комфорта, достаточный для нескольких часов полета. За это время лайнер перевезет их почти на 2 тысячи километров.

Отличительная особенность лайнера – он довольно быстро взлетает. Полет его проходит ровно. Быстро происходит и посадка. В носовой части салона шум от работающих двигателей почти не слышен. В хвостовой части он присутствует. Но его уровень совсем незначителен. Установлено, что шума в хвостовой части меньше, чем в салонах Боингов и Аэробусов.

Еще одна положительная особенность самолета. Ему не нужны протяженные взлетно-посадочные полосы. После приземления Як-42 останавливается очень быстро, превосходя в этом подобные зарубежные самолеты.

Характеристики самолета Як-42

Длина: 36,38 м.
Высота: 9,83 м.
Размах крыльев: 34,88 м.
Площадь крыльев: 150 кв.м.
Максимальная крейсерская скорость: 700 км,ч.
Ширина фюзеляжа: 3,6 м.
Дальность полета: 1700 км.
Дальность полета максимальная: 4000 км.
Число пассажирских мест: 104 – 120.
Экипаж: 3 ч.

Заключение

Начавшаяся перестройка, а затем и распад СССР и, как следствие, снижение пассажирского потока отрицательно сказалось на всей авиации России. Отрицательную роль сыграли и привлекательные иностранные самолеты, буквально наводнившие российские авиакомпании.

Когда в 2003 году был закрыт Саратовский авиационный завод, производство Як-42прекратилось. На 2017 год в российских авиакомпаниях работали 35 Як-42. Кроме того, 2 таких самолета совершают перелеты в Китае, 8 в Северной Корее, 4 на Кубе. Несколько Як-42 продолжают летать, находясь на лизинге в Иране и Пакистане.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Когда я заказывал билеты в Ижевск, то немного расстраивался, что полечу туда и обратно одной и той же авиакомпанией - Ижавиа: опасения вызывали старые самолеты ЯК-42, ну и то, что не получу никаких бонусных миль. Однако, цены на прямые рейсы Санкт-Петербург - Ижевск были ниже (5500 руб. в один конец), чем на варианты с пересадкой, поэтому остановился все-таки на Ижавиа. И перелеты превзошли все ожидания!

Регистрация и посадка

Меня напрягало, что разрешенная масса ручной клади - всего 5 кг. Сдавать багаж мне не очень хотелось, так как дорожу своим пластиковым авиачемоданчиком - но ситуацию осложняла еще и небольшая коробка, которую вез с собой! И очень меня порадовало то, что пулковская представитель Ижавиа согласовала девочке на регистрации не принимать всю эту поклажу в багаж, разрешив мне пронести ее в салон.

В Пулкове к борту пассажиров привезли на перронном автобусе, а посадка проходила через попу самолета - такая вот особенность ЯК-42. В самолете весь багаж разместить удалось, а чемодан поместился на верхнюю полку (далеко не на всех региональных рейсах такое случается). Я был он-лайн зарегистрирован где-то в середине самолета, но рейс был недозагружен - поэтому я даже не стал устраиваться на своем месте, а сразу попросился у стюардесс пересесть в начало (регистрация на первые места была недоступна из-за центровки самолета). И бортпроводницы без помехи разрешили пересесть. Так что в Ижевск я летел один на трех местах - при том, что позади меня народ сидел куда плотнее!

На обратном пути в Ижевске мой чемоданчик хотели таки уволочь в багаж, уже даже прикрепили бирку, однако регистраторша сдалась и согласилась оформить его как ручную кладь. И посадила меня под это дело у запасного выхода на 7 ряду! Ниже покажу на фото, что места для ног там - хоть отбавляй! Посадка в Ижевске проходила не через зад, а в переднюю дверь (видимо, в родном аэропорту авиакомпания может себе позволить заказать трап).


Перелет и обслуживание на борту

Стюардессы мне сразу понравились - хоть, не все писаные красавицы, но милые, улыбчивые, к тому же разрешили пересесть поближе. Как в старые добрые времена, перед полетам разносят леденцы:


У меня с собой помимо чемодана, коробки и сумочки был еще стаканчик кофе из аэропорта, на время взлета его категорически некуда было деть, так как нету откидной подставки для напитков (а столик при взлете разворачивать нельзя) - пришлось держать его между ног.


Также перед полетом разносят свежую прессу, в том числе журналы, правда преимущественно удмурсткие:


Удивительно, что во время перелета разносят горячее питание! Плюс дают коробочку с холодными закусками.


Из горячего на выбор: курица с рисом или мясо с гречкой.


Салоны самолетов, конечно, не новые, но, как оказалось - места для ног вполне достаточно - можно даже принять какое-нибудь полуйогическое положение.

Похожие публикации