Здание биржи. Ростральные колонны Статуи морских божеств на стрелке считаются аллегориями

О. МОЗГОВАЯ, искусствовед (г. Санкт-Петербург)

Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.

В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них - Ростральные колонны.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго "по причине великого расхода".

И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.

СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ

Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.

Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.

Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера - его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку. В то же время пудостский камень обладает своими специфическими достоинствами: прочностью, красивым желтовато-сероватым теплым оттенком, особенно эффектно выделяющимся на фоне гранитных блоков и красновато-охристой окраски колонн.

В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.

Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.

Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: "Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок".

Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.

При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.

О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.

Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.

И ВНОВЬ - РЕСТАВРАЦИЯ

В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.

В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом "Спецпроектреставрация". Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.

В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.

Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.

Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем - в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет - выполнили их в пудостском известняке.

Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.

Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ "Спецпроектреставрация" предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.

Последний этап реставрации скульптуры - тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.

Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.

"Петербург - город камня" - так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.

Самым любимым музеем Ленинграда был не Эрмитаж, самым любимым музем был всегда и остается именно Центральный Военно-Морской Музей. ЦВММ - это один из старейших музеев города, это самый большой Военно-Морской музей Мира, а его теперь выселили с прежнего места и расквартировали в Крюковы казармы, расположенные рядом с Новой Голандией - место старейшего закрытого от питерских ветров порта Северной Пальмиры, Северной Венеции,Петербурга, Петрограда, Лениграда, Санкт-Петербурга.

Задуманный, как Морской храм Посейдона - с Богом морей Нептуном (Poseidon) на портике был построен архитектором Джакомо Кваренги в 1783 г.,а я уверена, что намного раньше - в середине XV века, но это теперь не вписывается в официальную Историю Флота)

В 1804 году храм был разобран инквизицией, видимо той же самой инквизицией, что и сейчас придумала выселять Военно Морской музей с почетного места - здания Морского Храма.

Ничего не найдя в замен существующему стилю, здание было вновь выстроено арх. Ж.-Ф. Тома де Томоном в 1805-1816 гг., и было приспособлено сразу под Морскую Фондовую Биржу. Старые фундаменты Северной Пальмиры сохранились и поныне, как и все нижние этажи зданий затопленной Атлантиды, выполненные из туфа.

Великолепнейший музей Военно-Морской славы на Стрелке Васильевского острова - это визитная карточка Северной Пальмиры, Северной Венеции, Петербурга, Петрограда, Ленинграда, Санкт-Петербурга и надеюсь останется для потомков на Века. И сейчас это здание очень сильно разрушается, что вызывает крайнее беспокойство моряков.

Экспонаты музея моряки с любовью начали собираться ещё в Адмиралтейской модель-камере - где с 25 мая 1708 находились чертежи кораблей Великой Греко-Российской Восточной Империи.

Модель-камера располагалась в Центральном здании Главного Адмиралтейства Империи в Петербурге.

В 1805 г. был создан «Военно-морской музеум», основой которого послужили коллекции Модель-камеры Адмиралтейства. К концу XIX в. Морской музей стал значительным русским культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.

"В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя - Петра Великого." Почему тогда год основания теперь пишут 1709?

Сменив ещё целый ряд наименований, в 1924 г. Музей стал называться Центральным Военно-Морским Музеем. Были внесены соответствующие духу времени коррективы и в его экспозиции

В августе 1939 г. Центральному Военно-Морскому музею было вновь передан Морской храм Посейдона здание Биржи. Где уже В феврале 1941 г. открылась шикарная экспозиция в новых отреставрированных залах и сразу, через четыре месяца началась Великая Отечественная война.

Видимо испугались, что генная память проснется и все поймут нашу Переписанную Историю.
Город было решено стереть с лица земли.

Здание Биржи удалось спасти зенитной батареей, которая вела постоянное дежурство и обстрел подлетающих немецких самолетов к Стрелке Васильевского острова.

Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.

Работа по пропаганде флота Центральный Военно-Морской Музей получил высокую оценку в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден Орденом Красной Звезды.

С 1980-х гг. вновь, впервые после революции 1917 года началась зарубежная выставочная деятельность музея, что позволило музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом. Начался вывоз экспонатов музея. Интересно, всё завезли обратно?

"За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея хранится более 700 000 экспонатов, В том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.

Музей обладает самой богатой в мире коллекцией моделей кораблей - 2000 кораблей. В модельной коллекции наглядно отражена история русского и зарубежного военного кораблестроения.

С участием музея прошли сотни выставок в Санкт-Петербурге, Москве и городах Российской Федерации. Между ЦВММ и музеями зарубежных стран установились плодотворные творческие связи, выставки с его участием экспонировались более чем в 20 странах. Похоже теперь нашими экспонатами пополняются музеи Мира и там наш Флот уже показывают, как свой.

В апреле 2013 г. было завершено "раскулачивание" и закончен переезд коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских Казарм. В 2013 г. Начали работать выставочные комплексы из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 года была полностью открыта для посещения экспозиция в 19 залах, но туда мало кто идет, пока рядом не откроют Метро. Подход к музею намеренно крайне неудобен, чтобы, как можно меньше людей смогли добраться в музей.

А здание пустующей Биржи гниет и разрушается без человеческого тепла. Но такой объект не должен пустовать, иначе он разрушится окончательно. Надо срочно принамть мерф для спасения Биржи. Но никаких мер не предпринимается, видимо все только и ждут, что здание разрушитсяю
И я не удивлюсь, если Биржу разберут вновь и уберут с портика Нептуна нашего бога морей, так ненавистного РПЦ.

Спасти здание могут моряки, которые с удовольствием бы забрали здание себе, переделали под современный интерактивный Военно-Морской Музей с мультимедийными экспозициями, но здание Биржи почему то отдали Эрмитажу.

Я считаю, надо быстрее вернуть здание Биржи музею ЦВМФ - как головное здание Музея Военно-Морского Флота РОссии. Лучшему музею города моряков положено это место по праву. Пора вновь продолжать морские традиции в Петербурге, в городе изначально созданном, как морская Столица Европы и отмечать день Нептуна. Можно оставить выставочные площади в Крюковых Казармах, как филиалы музея. В Новой Голандии надо создать музей - Гавань кораблей. Парусники "Полтава" и "Орел", которые строят сейчас в ангарах Газпрома, можно показывать здесь зимой под стекляным куполом и там создать мир моряков с русскими пиратами Екатерины II - графами Орловыми.
А К 300 летию Подводного флота России в 2018 году в Новой Голандии надо обязательно сделать музей подводного флота и бочку - бабушку подводного флота сохранить именно в музее в Новой Голандии.
Это будет очень приятно нашим предкам и очень важно будущим морякам. ИМХО

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Ансамбль стрелки Васильевского острова

Это самый тиражируемый и самый притягательный петербургский архитектурный ансамбль.

Идея создания архитектурного ансамбля на восточной оконечности (стрелке) Васильевского острова возникла ещё в петровское время. И вот что удивительно – мыс (стрелка) застраивался в расчёте на вид с воды. И расчёт оказался верным. Порой ансамбль стрелки Васильевского острова кажется носом огромного корабля, плывущего навстречу бесконечному потоку невских волн. И времени.

На смену первоначальным проектным предложениям о застройке стрелки жилыми домами в конце 1710-х – начале 1720-х годов возник проект постройки здесь здания высших правительственных учреждений – «Двенадцати коллегий», а также собора, Биржи и Гостиного Двора.

Проект был осуществлен лишь частично. Вдоль южного берега острова, к востоку от здания коллегий, были построены Кунсткамера и дворец для царицы Прасковьи Федоровны, переданный после её смерти Академии наук.

Здания на южном берегу, принадлежавшие Академии наук, образовали своеобразный академический городок. На северном берегу разгружались корабли; здесь находились Биржа – место заключения торговых сделок, каменный Гостиный Двор и ряд жилых домов. Обширная неблагоустроенная площадь разделяла эти два комплекса зданий.

В 1783 году «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга» было решено построить на стрелке здание Биржи и новый академический корпус между Кунсткамерой и «Двенадцатью коллегиями». Проекты обоих зданий разработал Д. Кваренги. Позднее на площади близ старого Гостиного Двора был построен Новобиржевой Гостиный Двор. Постройка здания Биржи по проекту Кваренги была приостановлена в 1787 году. Оставшееся недостроенным здание было разобрано.

Вид на стрелку Васильевского острова

В 1801 году архитектор Тома де Томон представил свой вариант нового здания биржи. Томон творчески переработал античный образец периптера, то есть здания, окруженного со всех сторон колоннами. Перед зданием, на площади, Томон установил две Ростральные колонны со статуями у подножия.

Художественный эффект всей композиции строился на контрасте мощной горизонтали гранитной набережной со спусками к Неве и центрального доминирующего объема здания Биржи с его строгими, величественными колоннадами. И вертикалями Ростральных колонн.

Две величественные Ростральные колонны, выполнявшие во время существования порта роль маяков, расположены на самом берегу реки, перед зданием Биржи. Колонны установили на стрелке в 1810 году. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Колонны являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России.

Эти триумфальные колонны выполнены по проекту Тома де Томона из разнообразных строительных материалов. Ствол каждой колонны украшен металлическими изображениями ростр (носовых деталей кораблей) и двумя гигантскими скульптурами, представляющими фигуры четырех великих русских рек – Волги, Днепра, Волхова и Невы. Сегодня огни в чашах, находящихся на верхушках колонн, зажигаются только по праздничным дням, для чего используется горючий газ.

Постройка симметричных корпусов южного и северного пакгаузов, предусмотренная проектом Захарова, и здания таможни, увенчанного башней по аналогии со зданием Кунсткамеры, была осуществлена в 1826–1832 годах по проекту архитектора И.Ф. Лукини. Пакгаузы – это закрытые складские помещения. С окончанием строительства этих зданий ансамбль стрелки Васильевского острова был завершен.

Частичное искажение ансамбля произошло в конце XIX – начале XX века. Это связывают с постройкой здания Клинического повивально-гинекологического института в 1900–1904 годах (ныне институт Отто).

В 1925–1926 годах по проекту архитектора Л.А. Ильина на стрелке распланирован сквер в регулярном стиле.

Торжественное открытие Биржи произошло через шесть лет после окончания строительства – в 1816 году. Здание было передано петербургскому купечеству. Здесь осуществлялись все оптовые сделки с русскими и иностранными купцами.

Здание Биржи сегодня считается одним из лучших образцов русской архитектуры начала XIX века. И в оформлении здания большую смысловую нагрузку играет скульптура. На фасаде, обращенном к Неве, композиция: «Нептун с двумя реками», на противоположном – скульптурная группа «Навигация, Меркурий и две реки». Они выполнены из пудостского камня бригадой каменотесов под руководством Самсона Суханова. Автор первой композиции – скульптор С. Пименов, второй – скульптор Ф.Ф. Щедрин.

Морской и торговый порт Санкт-Петербурга рос под эгидой двух античных богов – Нептуна (Посейдона) и Меркурия (Гермеса). Навстречу пристающим к берегу кораблям с аттика Биржи Нептун протягивал руку, в другой руке держал высоко поднятый трезубец. Он выплывал в колеснице, в которую впряжены морские кони (гиппокамы). Справа от бога морей – женская фигура, очевидно символизирующая Неву, а слева – Волхов – седобородый муж.

С появлением в России процентных бумаг на Бирже в середине XIX века начали осуществляться фондовые сделки. Отсюда и часто употребляемое название – фондовая Биржа. Она производила операции до 1917 года.

С 1940 по 2011 год здесь находился Центральный военно-морской музей. Начало ему было положено при Петре, когда в 1709 году в Адмиралтействе была создана «модель-камора» (помещение для изготовления чертежей кораблей в натуральную величину). В 2011 году принято решение перевести музей, а в здание вернуть биржу.

Здание бывшего Южного пакгауза сегодня занимают Зоологический музей и Зоологический институт. Зоологический музей императорской академии наук был создан на основе коллекций Кунсткамеры в 1832 году. В 1896 году музей был переведен в помещение южного пакгауза Биржи, где находилась «экспозиционная зала» – первое в России помещение, специально оборудованное для выставок. Здесь демонстрируются десятки тысяч экспонатов (животные, чучела и скелеты многих редких и вымерших животных, голубых кораллов и др), хранится скелет кита, выставлено чучело огромного двенадцатиметрового питона, бегемота и других животных. Здесь помещено уникальное цельное чучело извлеченного из вечной мерзлоты мамонтенка Димы. Во всех разделах экспозиции представлены редкие и исчезающие животные, так называемые краснокнижные виды, то есть те животные, существование которых в данный момент находится под угрозой.

В здании бывшего Северного пакгауза размещаются Институт геологии и геохронологии докембрия, Институт химии силикатов имени И.В. Гребенщикова и Музей почвоведения имени Докучаева. Официальное открытие музея состоялось в 1904 году. Музей является хранителем богатейшей коллекции почв различных природных зон мира. Собрание музея насчитывает более 2500 единиц, из них 450 экспонируются в виде монолитов – срезов почвы с ненарушенным строением. Основу экспозиции составила коллекция почв, собранных выдающимся русским естествоиспытателем, геологом и ученым-почвоведом В.В. Докучаевым.

В экспозиции музея отражено многообразие почв на планете, показаны закономерности их распределения, раскрыта экологическая роль почвы во всех наземных экосистемах земли. Есть и уникальные экспонаты: почвенный глобус диаметром 1,2 метра, монолит ископаемой почвы, которому 125 тысяч лет, восьмигранный монолит высотой 1,7 метра – «Чернозём типичный».

Стрелка Васильевского острова была и остается популярным местом народных гуляний. Ансамбль стрелки органично связан со шпилем колокольни Петропавловского собора, со зданиями на набережных Большой и Малой Невы.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Ансамбль Елагина острова Это самый зелёный из всех петербургских островов. И самый любимый. Ведь на острове располагается ЦПКиО, Центральный парк культуры и отдыха. То есть место, где принято отдыхать и получать удовольствие. И не только от тенистых аллей, но и от

Из книги Викинги автора Арбман Хольгер

Глава 2. Британские острова и острова Атлантического океана Расстояние между Скандинавией и Британией, разделенных Северным морем, незначительное, и когда в конце VIII века начались первые набеги викингов на европейские города, берега Британии были им уже хорошо знакомы.

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798-1800) автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Российский флот в Средиземноморье автора Тарле Евгений Викторович

12. Атака и взятие острова Видо, капитуляция острова Корфу Адмирал в самом деле был в трудном положении. Он хорошо понимал, что если среди населения острова Корфу стали проявляться «замешательство и развраты», то происходит это не столько от красноречия французских

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

автора

Большой проспект Васильевского острова 1732. В 1732 году на карте Васильевского острова впервые появляется официальное название Большая перспектива. Свое происхождение проспект ведет от обыкновенной лесной просеки, проложенной от Меншиковского дворца к взморью. Просека

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Линии Васильевского острова 1720-е… В рамках реализации захватившей Петра I идеи создать центр Петербурга на Васильевском острове французский архитектор Леблон, работавший в России с 1716 по 1719 год, разработал уникальный проект строительства города на Васильевском

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Средний проспект Васильевского острова 1730-е. В 1730-х годах параллельно Большому проспекту Васильевского острова была проложена улица, получившая название Малая перспектива. Она проходила от 18-й линии до современной набережной Макарова. Через несколько лет возник еще

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

13. ОСТРОВА МЕЖДУ АФРИКОЙ И ИНДИЕЙ. В ЧАСТНОСТИ, ОСТРОВА ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА И МАДАГАСКАР, см. рис. p.11, рис. p.12, рис. p.17 ??? «Остров богат курмирин (? – Авт.), при море жемчуг, а больше в раковинах емлют. Людей нет, пуст».??? «Ударил Моисей жезлом крестообразно трижды в море и до сих

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Острова-ошибки, острова-призраки, острова-мифы Таким образом, многие острова, обозначенные на старинных картах Атлантики, претерпели удивительное превращение: сначала их названия были даны несуществующим объектам, а затем, когда в океане начали обнаруживать реальные

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Биржа и Стрелка Васильевского острова, 1806 год Павел Свиньин Одновременно со строительством нового Адмиралтейства началось возведение знаменитого архитектурного ансамбля на Стрелке Васильевского острова, где Нева разделяется на два рукава – Большую и Малую Неву.

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

А.А. Васильев - ученик В.Г. Васильевского В январе 1899 года на стажировку в РАИК приехал из Петербурга молодой ученый, историк, византинист Александр Александрович Васильев. Несмотря на незнатное происхождение (сын военного и купчихи), молодой человек успел уже проявить

Подробности Категория: статьи Опубликовано: 05 сентября 2017 Просмотров: 915

Морские кони – гиппокампы

#Гулякин #ПетербургскиеБродилки #Петербурготерапия

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня я приглашаю вас на очередную прогулку по Санкт-Петербургу. И темой нашей прогулки будут скульптурные изображения коней, но не простых, а морских!

Как всегда, я прошу разместить Ваши замечание и вопросы в группу ВКонтакте "Петербургские бродилки - Гуляем с Гулякиным" (https://vk.com/gul_c_gul) или прислать мне по электронной почте "Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ". С уважением, Валерий Гулякин.

Морские коньки и памятник Василию Корчмину

(7-ая линия ВО, д.34)

Забавные рыбки - морские коньки, похожие на коней, не могли не привлечь внимание людей. И конечно они дали толчок для полёта человеческой фантазии, создавшей мифических морских коней.

Мы начинаем наше путешествие с Васильевского острова. На первый взгляд, выбор памятника для начала нашей прогулки может вызвать у вас вопрос: «А при чём здесь кони?». Но если посмотреть внимательно, то мы увидим, что кони на памятнике есть, да не простые – морские.

Забавные морские коньки сплелись хвостами на лафете пушки памятника Василию Корчмину на 7-ой линии Васильевского острова (д.34). Бравый бомбардир, инженер, генерал-майор, сподвижник императора Петра I встречает гостей в приветственной позе с мундштуком в руке. Скульпторы Г.Лукьянов и С.Сергеев создали образ весёлого молодого бомбардира, восседающего на пушечном стволе. Взгляд лихого вояки устремлен вперед – в светлое будущее Великой страны.

Лафет орудия декорирован не только морскими коньками, но и головой льва с кольцом в пасти. Такими же архитектурными образами украшена Стрелка Васильевского острова.

По одной из городских легенд именно благодаря В.Д.Кормчину появилось название острова – Васильевский.

В.Д. Корчмин, был хорошим царским инженером, знатоком фортификации, начал создавать боевые ракеты и огнеметы.

А в тот период, когда строилась Петропавловская крепость, поручик В. Корчмин командовал артиллерийской батареей, расположенной для обеспечения безопасности города на стрелке Васильевского острова. И царь, отправляя приказы и депеши Василию Дмитриевичу, на месте адреса писал так: «К Василью на остров».

Легенда гласит, что именно тогда за островом закрепилось известное название. (Хотя историки приписывают образование этнонима в честь новгородского наместника Василия Селезня, казненного Иваном Грозным. Но это историческое предание не прижилось в народе.)

Артиллерийская батарея Василия Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, куда мы с вами сейчас и отправимся в поисках морских коней.

Морские кони – гиппокампы на Ростральных колоннах

(Стрелка ВО)

Стрелка Васильевского острова - один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города. Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена, когда Трезини в 1719 - 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений - здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора. В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория. В 1805-1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны со статуями морских божеств у подножия. Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини. В южном пакгаузе в настоящее время и располагается Зоологический музей. В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был непоправимо искажён строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Вантовый мост и башня Газпрома окончательно уничтожают исторический образ Санкт-Петербурга.

А факелы, которые в те давние времена зажигались на Ростральных колоннах каждую ночь и днём в плохую погоду, ныне зажигаются всего на несколько часов по особым праздникам. Но, слава Богу, их всё-таки не снесли, а ведь могли, сколько бы земли освободилось под элитные жилые дома…

Но, не будем о грустном. Лучше полюбуемся Ростральными колоннами и особое внимание обратим на Ростры, которыми они украшены.

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение мощи и величия Российского морского флота отсылает нас к древнеримскому обычаю украшать колонны в честь побед рострами (носами) захваченных вражеских кораблей.

Над проектом ростральных колонн также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо.

Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен. Распростертая под бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи. В Санкт-Петербурге их можно посмотреть в Центральном Военно-Морском музее, который долгое время располагался в здании Биржи, а сейчас размещён в Крюковых казармах Лейб-гвардии Морского Экипажа в Коломне (площадь Труда, дом 5).

А мы с вами посмотри на одно из необычных изображений коней – носовые корабельные фигуры, изображающие конские головы, размещённые на рострах Ростральных колонн.

Кстати, мне кажется, что эти фигуры очень напоминают фигурки шахматных коней.

Но, о шахматах мы поговорим в другой раз, а сейчас найдите еще одно изображение коней на ростральных колоннах. Оно не такое заметное как носовые корабельные фигуры, но, если присмотреться внимательнее, то мы обязательно увидим еще одно необычное изображение коней на барельефе. Это не просто кони, это морские кони с рыбьими хвостами и плавниками вместо копыт на передних ногах. В Древней Греции этим морским коням дали имя – гиппокампы.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи

на Стрелке Васильевского острова

Гиппокампы были не просто морскими конями - они были конями самого бога морей Посейдона (Нептуна). Запряженные в огромную ракушку, которая лужила каретой богу морей, они возили Посейдона не только в глубинах моря, но и мчали его по волнам океана, и, даже, могли подниматься в воздух и лететь со своим седаком по небу. Такая четверка морских коней, везущих Посейдона, изображены в скульптурной композиции на здании Биржи на Стрелке Васильевского острова.

Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова было построено в 1805-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Над главным входом со стороны Невы помещена композиция «Нептун с двумя реками». Существует предположение, что эти две реки – Нева и Волхов. Автор этой скульптурной композиции неизвестен, хотя в краеведческой литературе авторами часто указывают Ф.Ф.Щедрина и И.П.Прокофьева, однако известно, что они запросили слишком высокую цену за свою работу. Этот заказ был выставлен на торги, но имена тех, кто именно выиграл торги и выполнил скульптурные группы для Биржи, остались для истории неизвестными.

Если вы захотите посмотреть на эти скульптуры с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи в Мини-городе

(Александровский парк)

Если вы захотите посмотреть на скульптурную группу на здании Биржи с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Архитектурно-познавательный туристский центр Мини-город открылся 15 июня 2011 года в южной части Александровского парка.

Макеты расположены на импровизированной карте Санкт-Петербурга, водная гладь изображена темным гранитом, суша – светлым. Автор выполненных из гранита и бронзы уменьшенных знаменитых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга – скульптор Александр Таратынов.

Морские кони – гиппокампы на мозаике в вестибюле

станции метро Адмиралтейская

Эта же скульптурная композиция на здании Биржи послужила прообразом для мозаики «Бог морей Посейдон» в вестибюле станции метро «Адмиралтейская».

Морские кони – гиппокампы у здания администрации Приморского района (ул. Савушкина, 83)

В сентябре 2009 года открыли фонтан "Морской конь" у здания Администрации Приморского района, улица Савушкина, 83.

Большая квадратная чаша фонтана украшена скульптурой морского крылатого коня, работа отца и сына Каминкеров. Конь изготовлен из различных видов местного гранита и выглядит весьма оригинально, потому что в его образе соединились тотемные животные трех народностей: голова коня, хвост рыбы и крылья утки. Конь был священным животным для славян, рыба особо почиталась викингами, а утка была тотемной для финнов. Три стихии, трое животных, неотесанные гранитные камни - все это создает особенную атмосферу.

Это, по-моему, самый молодой морской конь – фонтан в Санкт-Петербурге. Конечно – же без гиппокампов невозможно представить себе столицу фонтанов – Петродворец. Я хочу обратить ваше внимание на Верхний парк, который часто остаётся вне зоны туристического осмотра. А посмотрите, какие великолепные всадники на морских конях гарцуют в струях вод в фонтане «Нептун» Верхнего парка.

Морские кони – гиппокампы фонтана «Нептун»

в Верхнем парке Петродворца

В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар.

После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне.

Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). Авторы Георг Швайгер и золотокузнец Христоф Риттер. Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt) в 1688-1694 годах. Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе. В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф.

Безусловно, это не первое изображение морских коней в Санкт-Петербурге. В поиске самых ранних изображений гиппокампов мы с вами отправляемся в Летний сад.

Морские кони – гиппокампы

на барельефах Летнего дворца Петра I в Летнем саду

Летний дворец Петра I - один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга (самое старое каменное здание города). Дворец не подвергался перестройкам и не пострадал во время Великой Отечественной войны.

В 1704 г., через год после закладки Петропавловской крепости, почти напротив нее, на левом берегу Невы началось создание Летнего сада. В 1710-1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини в саду был построен Летний дворец.

Наружный облик дворца сохранился без существенных изменений, только четырехскатная крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался "царским огородом".В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.

Летний дворец Петра I - двухэтажное, прямоугольное в плане кирпичное здание с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.

Скромный фасад дворца украшают барельефы. Они были созданы в 1714 г., что специально оговаривалось в указе Петра от 2 мая 1714 г. Барельефы (всего их 29) выполнены из терракоты и расположены между окнами первого и второго этажей. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращении России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современников Петра I ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Создание барельефов было поручено немецкому архитектору - скульптору Андреасу Шлютеру (1659-1714), приглашенному Петром I в 1713 г. из Берлина. Однако смерть скульптора помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей неизвестны. Различное художественное качество барельефов говорит, что мастеров было несколько.

Крайний слева барельеф южного фасада изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины - богини плодородия. Колесницу-ракушку с героями сюжета морские кони уносят в Тартар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине.

Ещё один барельеф южного фасада - Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, изображены бог морей Посейдон и его супруга Афродита.

На северном фасаде: Нереида (морское божество) на морском коне.

А на восточном фасаде верхом на морском коне скачет Амур.

А вот на северном фасаде на крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Андромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей - Петра-освободителя.

Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.

Морские кони – гиппокампы

на фасаде дома (Фонарный пер., 18)

Но совсем не обязательно, что бы все барельефы в Санкт-Петербурге несли в себе аллегории. Например, на барельефе, расположенном на фасаде доходного дома В.Н.Лихачёва целая кавалькада Купидонов весело проносится по волнам Невы просто так, для красоты.

Морские кони – гиппокампы

на часах Арки Главного штаба

Каких только морских коней не встретишь на улицах Санкт-Петербурга. На часах под Аркой Главного штаба, установленных со стороны Большой Морской улицы (д.2) морские кони крылатые.

История этих часов началась тогда, когда при проведении электрического кабеля от Главной палаты к Зимнему дворцу, Д.И.Менделеев принял решение сделать подводку и к зданию Министерства финансов. Первоначально Д.И.Менделеев планировал поместить часы размером не более метра в одном из окон здания Министерства Финансов (как это практиковалось еще в 1838 г. в Главном штабе). Это позволяло бы контролировать температурный режим помещения часов, обеспечивало свободный доступ к ним для корректировки и гарантировало бы их точный и стабильный ход.

В 1905 г. был реализован более дорогостоящий проект Министерства финансов. Механизм часов был изготовлен Августом Эриксоном, архитектурные детали, систему подвешивания, устройство лаза для поправок разработал архитектор Министерства финансов. Д.И.Менделеев подчеркивал, что в случае подвешивания часов, Главная палата берет на себя ответственность "за время, но не за архитектурные приспособления".

Так впервые в истории Санкт-Петербурга под аркой Главного штаба на значительной высоте были установлены уличные электрические часы с двумя двухметровыми циферблатами системы Грау-Вагнера.

Морские кони – гиппокампы

на фонарях моста Ломоносова

Мост Ломоносова через Фонтанку был построен в 1785-1788 годах. Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролет был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёхпролетных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Автор проекта точно не известен, но большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж-Р. Перроне. В 1912-1913 гг. под руководством инженера А. П. Пшеницкого мост был капитально отремонтирован. В 1915 году архитектор И. А. Фомин исполнил проект освещения моста. Согласно этому проекту при въездах на мост были поставлены четыре невысоких гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков. Интересно, что это не просто морские коньки – а морские единороги!

Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски. В 1949, 1950-1952, 1967, 1986, 2006 гг. на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

на барельефе дома Боровая улица, 18/Волоколамский переулок, 1

Не хочу утомлять вас перечислением всех адресов Санкт-Петербурга, где можно увидеть гиппокампов. Например, на углу Боровой улицы и Волоколамского переулка в 1913 году был возведён доходный дом А.В.Елисеева и Г.М.Фёдорова. Высоко на фасаде семиэтажного дома со стороны Волоколамского переулка над окнами пятого этажа размещено шесть одинаковых рельефных изображений крылатого морского коня с копытами в виде листьев, мощным плавником и длинным, завитым в три кольца, чешуйчатым хвостом.

Крылатые морские кони – гиппокампы

на доме 87/89 Большого проспекта ВО

А на Большом проспекте Васильевского острова, дом 87/89, крылатые морские кони работают атлантами, поддерживая, нет, не небо, а балкон. Каждый балкон поддерживают по четыре морских коня, восседающих на массивных прямоугольных столбах-пилонах, высотой в два этажа. У этих гиппокампов голова и шея настоящей лошади, короткие драконьи лапы, мощные лебединые крылья и небольшой рыбий хвост. Восемь морских коней были отлиты из армированного цемента по моделям скульпторов Ж.Я.Меллуп, Н.С.Кочукова и И.А.Венковой. Это единственное, известное мне, подобное изображение на «сталинском» доме. Ведь эти дома были построены после войны в 1956 году.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Благовещенского моста

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге - это первая постоянная переправа через Неву. В XVIII веке город обходился наплавными мостами, поскольку считалось, что строительство постоянного моста - очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост Санкт-Петербурга, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе. В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом. Строительные работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной – сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I, зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что, когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Решетка на Благовещенском мосту выглядит массивной и в тоже время ажурной. В центре изображены гиппокампы, держащие трезубец, который как бы растет из ракушки.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов. Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера-мостостроителя, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова. Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Во время реконструкции старые стальные конструкции были заменены на новые. Торжественное открытие обновленного моста состоялось 15 августа 2007 года. Принято считать, что линия моста является местом впадения Невы в Финский залив.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Аничкова моста

Аничков мост - один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта. О них мы обязательно поговорим, но чуть позже, а сейчас обратим внимание на решётки моста.

В начале XVIII века Санкт-Петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста.

Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Мост неоднократно перестраивался. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

А теперь обратите особое внимание на русалок. Ведь у них кроме женского тела и рыбьего хвоста есть еще и ножки с копытцами. Этакие морские подводные кентавры. Кстати, их тоже зовут гиппокампами!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Стрелка Васильевского острова - одна из жемчужин в ожерелье архитектурного ансамбля центральной части Санкт-Петербурга. Одно из наиболее привлекательных мест для туристов и романтиков, так как отсюда открывается широкая панорама великолепного города.

Немного из истории острова

Мыс на восточной оконечности Васильевского острова, самого большого в Невской дельте, разделяет Неву на два полноводных русла. Свое название он, очевидно, получил за форму, напоминающую наконечник стрелы, выдающийся острием в реку. То, как расположена стрелка Васильевского острова на широком водном пространстве, предопределило ее основополагающую роль в планах застройки города. По замыслу Петра Первого, новый город должен был стать морской крепостью и торговым портом. Развитие военного и торгового флота являлось главной задачей царя.

Первоначально портовые сооружения находились на южной стороне Городского (Петербургского) острова, ныне называемого Петроградской стороной, но небольшие глубины не позволяли эффективно использовать порт. Было решено перенести его в более удобное место. Для этого была выбрана стрелка Васильевского острова.

Начало освоения

В 1709 году царь подарил остров Меньшикову - генерал-губернатору нового города. Дворец князя был здесь первой каменной жилой постройкой. По замыслу царя Васильевского, остров должен был стать центром будущей столицы.

Создание плана застройки юго-восточной части было поручено архитектору Трезини. По его первоначальному проекту, здесь должна была располагаться главная площадь города трапецевидной формы с жилыми зданиями вокруг нее. Предполагалось прорыть канал, соединяющий Большую и Малую Неву. По всему острову должны были проложить сеть параллельных улиц-каналов. Кроме того, весь остров должен был пересечь широкий судоходный канал, начинающийся в западной части, выходящей к Финскому заливу, и оканчивающийся широкой гаванью на стрелке. Не все замыслы архитектора были воплощены в жизнь, но и сейчас основные улицы острова не имеют названий, а обозначаются как нумерованные линии.

Осуществление замыслов по застройке

Но Петр видел остров культурным и административным центром молодого города, на стрелке которого расположится крупный морской порт. В новом проекте Трезини основой застройки острова становились административные и правительственные здания. Одним из ключевых элементов комплекса построек вдоль берегов Малой Невы и Большой Невы является здание Двенадцати коллегий, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций. В здании располагались высшие органы государственного управления. Сейчас здесь находятся факультеты Санкт-Петербургского университета, научная библиотека и некоторые административные организации.

Менее чем за два десятилетия появились другие выдающиеся здания, с возведения которых стрелка Васильевского острова Санкт-Петербурга начала обретать свой нынешний вид: Кунсткамера, Новобиржевой гостиный двор, дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра), в котором позже располагалась Академия наук. Современное здание академии было возведено в конце 18 века по проекту архитектора Кваренги.

Стрелка Васильевского острова: история освоения

Восточная оконечность острова долгое время не подвергалась плановой застройке. В 30-х годах 18 века здесь начал функционировать морской порт. Но в 1885 году его перенесли на Гутуевский остров, ближе к Финскому заливу, так как старый порт уже не отвечал возросшим потребностям, и ведущий к нему фарватер был сложен и не соответствовал водоизмещению торговых судов, приходивших со стороны моря.

Прообразы современной биржи

Первое здание биржи, являющейся ныне главным и центральным элементом архитектурной композиции стрелки, было построено в период создания порта. Строение первой биржи в России было деревянным.

По мере развития порта площади здания становилось недостаточно, и в 1781 году был создан проект нового каменного строения. Автором его был архитектор Джакомо Кваренги. Строительство велось очень медленными темпами и через 4 года было остановлено.

Начало 19 века ознаменовалось новыми взглядами на архитектуру. Появилась мода на ансамбли. В 1801 году архитектор Тома де Томон предлагает новый проект биржи, которую он делает центральным элементом комплексного обустройства стрелки.

Этапы формирования образа стрелки

Чтобы ансамбль смотрелся гармонично, расположение здания биржи относительно береговой линии должно было быть тщательно рассчитано. Архитектор решил этот вопрос путем искусственного создания контура стрелки. Вдоль берега были забиты сваи и насыпан грунт. В результате берег стал выше и выдвинулся на 123 метра в реку. Очертания береговой линии стали ровными и симметричными. Стрелка Васильевского острова приобрела новую форму.

Перед главным фасадом биржи расположилась большая полукруглая площадь, имеющая плавный спуск к воде и огороженная гранитной стенкой. Набережная стрелки Васильевского острова служила пристанью. Ее украшают широкие пологие лестницы и два гранитных шара.

По периметру Биржевой площади в 1896 году был разбит сквер. В 2003 году в сквере появилась новая достопримечательность - якорь 18 века, поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Колонны на стрелке Васильевского острова были задуманы Тома де Томоном как маяки порта и выполняли эту функцию до 1885 года. Установлены они были в 1810 году. Колонны декорированы рострами - носовыми украшениями, от которых и получили свое название. В наше время огонь на ростральных колоннах зажигается по праздникам.

Фасады здания биржи, построенного в духе храмов Древней Греции, украшены скульптурными группами, изображающими морских богов. Соответственно общему стилю, в котором оформлялась стрелка Васильевского острова, ростральные колонны тоже украшены аллегорическими скульптурами, изображающими морские божества.

Завершающей чертой создания ансамбля стала постройка северного и южного пакгаузов, имеющих одинаковое архитектурное решение. Сейчас в южном пакгаузе располагается зоологический музей, а в северном - музей почвоведения. Их строительство закончилось в 1832 году.

Стрелка сегодня

Мощеная набережная, спускающаяся прямо к воде - любимое место прогулок горожан и гостей города. Она также является местом паломничества молодоженов. Гранитная стена, ограждающая набережную, украшена каменными мордами львов, держащих в пасти медные кольца. Согласно сложившейся традиции, необходимо подержаться за кольцо, чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой. Девушкам, желающим выйти замуж, рекомендуется поцеловать льва в нос. На площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния, концерты.

Васильевский остров, стрелка (Санкт-Петербург) известны во всем мире. Панорама архитектурного ансамбля является одним из самых популярных видов и служит визитной карточкой города. Его изображение расположено на пятидесятирублевой купюре.

Похожие публикации