Александровский дворец в нескучном саду. Усадьба нескучное

Это название все время было у меня на слуху и подозреваю, что нередко забредал на его территорию, но точно идентифицировать его месторасположение не мог. Вот решил наконец разобраться выездом на место в рамках подготовки к летнему сезону. . В результате изысканий было установлено, что в современном понимании Нескучный сад расположен между Москвой-рекой и Ленинским проспектом. От ЦПКО им. Горького его отделяет Титовский проезд и Пушкинский мост(перебазированный Андреевский) а от Воробьевых гор - Третье транспортное кольцо. Главный вход находится между домами 18 и 20 по Ленинскому проспекту. Что касается истории этого места, читайте далее.

В 1728 года Князь Н. Ю. Трубецкой купил у архимандрита Заиконоспасского монастыря «дворовое хоромное строение с деревьями, насаженными на берегу Москвы-реки». Участок располагался недалеко от Андреевского монастыря возле двора князя Бориса Васильевича Голицына — юго-восток современного Нескучного сада, неподалеку от площади Гагарина. В начале 1750-х годов здесь был возведён в стиле барокко, по проекту архитектора Д. В. Ухтомского Нескучный загородный дом (двухэтажный, с 4 флигелями). От обширного регулярного парка с «птичьим домом», домиками ординарцев и караульнями сохранился только Охотничий домик — крытая беседка из кирпича, известная широкой публике как традиционное место проведения игры «Что? Где? Когда?». За домом были устроены «лабиринт» и оранжереи, в глубоком овраге — зверинец.

После смерти Никиты Юрьевича усадьба была выставлен на продажу. Покупателя не нашлось, и в 1776 году его сын князь П. Н. Трубецкой устроил в саду место массовых гуляний - вход стоил 1 рубль на человека и включал еду и напитки. Трубецкие постоянно перестраивали усадьбу: был разбит «версальский сад» с крытыми деревянными галереями; между зверинцем и главным домом устроен птичник, рядом каменный грот; прямая аллея за домом завершалась каменными и деревянными галереями. В начале XIX века усадьба перешла в руки надворного советника В. Н. Зубова, при котором продолжилось использование сада для увеселительных мероприятий, включая полеты на воздушном шаре при огромном стечение публики. С 1823 году Нескучным владел князь Л. А. Шаховской, который обнаружил в усадьбе якобы целебные воды и построил первое в Москве заведение искусственных минеральных вод. Однако предприятие лопнуло и он продал в 1826 году Нескучное соседу, московскому градоначальнику Д.В.Голицыну, а тот Николаю I . Собственные же 11 десятин земли он продал министерству императорского двора только в 1843 году. В описи указывается на то, что в парке растут 2500 лип, берёз и клёнов, а также имеются ветхие строения (каменное и деревянное). К голицынскому участку примыкала общедоступная больница, построенная на деньги, завещенные князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». Сейчас там один из корпусов Первой городской клинической больницы, что был построен по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова.

Часть Нескучного сада, которая ближе всего к центру Москвы, купил в 1754 году у разных владельцев промышленник Прокофий Демидов, который сосредоточил в своих руках все земли «между рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке». Демидовский дворец был выстроен в стиле барокко по проекту архитектора Яковлева. При дворце Демидов развёл целый ботанический сад в форме амфитеатра с двумя оранжереями (зимней и летней), а также «травниками». Современники утверждали, что его сад «не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в оном растений». После смерти владельца опустевшую демидовскую усадьбу приобрела Е. Н.Вяземская, жена генерал-прокурора, которая провела детство в этих местах, в имении своего отца Н.Ю. Трубецкого. В 1793 г. у Вяземской бывшее имение Демидова выкупил граф Фёдор Орлов — один из знаменитых братьев Орловых. Ранее в его собственность уже перешёл соседний земельный участок, который занимала фабрика купца Серикова. Фёдор Григорьевич хотел выстроить за городом «хоромы», которые превзошли бы по изяществу усадьбу на Донском поле его брата Алексея Чесменского. До своей смерти в 1796 году Орлов успел перестроить дом Демидова в соответствии с требованиями классицизма. Тогда же у дворца появился нарядный восьмиколонный портик. Не имея законнорожденного потомства, Ф. Г. Орлов завещал имение своей 11-летней племяннице Анне Чесменской. Всё управление Нескучным от имени дочери осуществлял её знаменитый отец. В бывшем Демидовском дворце старый граф давал пиршества для забавы своей единственной дочери, по окончании которых пускали фейерверк. . В 1804-06 гг. в имении Орлова был воздвигнут двухэтажный Чайный домик с 4 коринфскими колоннами.

Сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрён обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа. Сохранились и другие парковые павильоны — грот из валунов и ванный домик с куполом.

По случаю коронации Николая I в 1826 году графиня Орлова дала огромнейший бал, на который съехались 1200 гостей. Одних свечей во дворце горело до семи тысяч, столового серебра и бронзы было арендовано на 40 тысяч рублей. Возможно, именно во время этого бала императрица выразила пожелание приобрести Нескучное. В 1832 г. Орлова продала имение в казну за полтора миллиона рублей.

Таким образом к середине XIXвека все земли из описанных выше были сосредоточены в Министерстве императорского двора. После этого архитектору Е. Д. Тюрину было поручено привести территорию в соответствие с вкусами и потребностями новых владельцев. Демидовский дворец был переименован в Александринский и обновлён в духе позднего ампира. От Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами, представляющими изобилие. Регулярная террасная планировка заменена пейзажной, через овраги перекинуты мостики, перестроен манеж, где устроили бальный зал (сейчас там Минералогический музей им.А.Е.Ферсмана).


Обновлен главный дворец и парадный двор, на который выходят два корпуса — фрейлинский и кавалерский; на тот же двор выходят дорические колонны ампирной Гауптвахты. В центр двора перенесён с Лубянской площади чугунный фонтан. Скульптурное оформление парка, как принято считать, курировал Иван Витали. В советское время бывший дворец был отдан под размещение президиума Академии наук.

В общем достойное место, чтобы провести свободное время в летнюю пору.

Это прекрасное здание мелькает в глубине двора, когда едешь по Ленинскому проспекту. Роскошные ворота с надписью "Российская Академия Наук" перегораживают доступ, и я включила ддворец в список , но знатоки подсказали: в будни к дворцу можно спокойно подойти.
У дворца длинная и интересная история.
В середине XVIII века земли в районе Калужского тракта приобрели Демидовы, и в 1756 году был возведен дворец. В 1804 году он был перестроен новыми владельцами - Орловыми, а в 1832 году усадьбу (которая охватывала земли нынешнего Парка Горького и Нескучного сада) приобрело дворцовое ведомство для императорской семьи. Николай I подарил дворец своей супруге Александре Федоровне и назвал его Александринским. Дворец был обновлён, от Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами; по одним данным, они символизируют изобилие, по другим - времена года и выполнены Иваном (Джованни) Витали.

В середине XIX века парк был общедоступным во время отсутствия царской семьи в Москве. Однако в В 1890-е годы в Александринском дворце поселился московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя Николая Второго; он закрыл доступ в парк.
А после революции во дворце был создан музей мебельного мастерства, красочно описанный Ильфом и Петровым (здесь искали стулья герои бессмертного романа):

Это были комнаты, обставленные павловским ампиром, красным деревом и карельской березой — мебелью строгой, чудесной и воинственной. Два квадратных шкафа, стеклянные дверцы которых были крест-накрест пересечены копьями, стояли против письменного стола. Стол был безбрежен. Сесть за него было все равно что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Апполона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором...По левую руку от самого пола шли низенькие полукруглые окна. Сквозь них, под ногами, Лиза увидела огромный белый двухсветный зал с колоннами. В зале тоже стояла мебель и блуждали посетители.

А в 1934 году во дворец переехал Президиум Академии наук, который занимает его и по сей день (не считая построенного неподалеку 22-этажного небоскреба).
И тогда же во двор с Лубянской площади (с того места, где долгие годы стоял "Железный Феликс") был перенесен Никольский фонтан Ивана Витали: четыре фигуры мальчиков, олицетворявших русские реки Волгу, Днепр, Дон и Неву, которые поддерживали большую чашу из красного гранита. Витали работал над фонтаном в 1829-1835 годах, поэтому он по праву может разделить славу самого старого фонтана Москвы с .
Где-то я читала, что фонтан не работает. Неправда, работает, да еще как...

Проходим фонтан, идем к дворцу.

Ах, какие балкончики, какие решетки

Вход во дворец охраняют вот такие собаки; они, как и фонтан, перенесены - с Нижнего Пресненского пруда, ныне не существующего (находился в районе Белого дома)

Здания, сохранившиеся с первой половины XIX века

Дворец в Нескучном

Дворец в Нескучном графа Федора Григорьевича Орлова

(Г. М. Анциферова)

Дом в Нескучном саду, получивший название Александринского дворца, произведение позднего классицизма. Его дворцовый облик связывали с деятельностью архитектора Е. Д. Тюрина в 30-х годах XIX в., когда он был главным архитектором Московской дворцовой конторы. Но облик здания сформировался гораздо раньше. Оно принадлежало Орловым с 90-х годов XVIII века , до того домом владели Вяземские, а в середине XVIII в. здесь стоял дом П. А. Демидова.




Новый ордерный декор, который здание получило при перестройке, изменил соотношение его фасадов. Дом Демидова был обращен главным фасадом в сторону сада и Москва-реки, что соответствовало приемам усадебного строительства середины XVIII в., теперь этот фасад, ориентирован на Б. Калужскую улицу.

Проследим, начиная с середины XVIII в., историю владения в Нескучном.

В середине XVIII в. на участке от Калужской заставы до того места, где впоследствии была выстроена Голицынская больница, между Москвой-рекой и Б. Калужской улицей располагалось несколько усадеб * . Самое первое от заставы большое владение в 40-х годах и еще в конце 70-х годов принадлежало генерал-прокурору князю Н. Ю. Трубецкому. В 1804 г. на этой территории значится двор В. И. Зубова. После Зубова усадьбой владел князь Л. А. Шаховской, а в 1826 г. она была куплена Московской дворцовой конторой. Участок справа от Трубецкого в XVIII в. принадлежал Н. М. Голицыной. Он был куплен дворцовым ведомством только в 1842 г.

* (Сведения о расположении усадеб взяты из следующих источников: А. Михайлов. Архитектор Ухтомский и его школа. М., 1954, с. 184; Московский гос. исторический архив, ф. 105, оп. 9/1, № 664; МГИНТА, Серпуховская часть, №№ 731-733; ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 20, № 18758, л. 3. )

Владение справа от Голицыной во второй половине XVIII в. состояло из четырех участков: Походяшина, Соймоновых, Демидовой и Серикова. Именно на общей территории этих четырех участков находится Александринский дворец со всем комплексом относящихся к нему зданий * .

* (Сведения об этой части Нескучного находятся в деле о покупке дома у Орловой-Чесменской (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 60, № 29712, л. 59), а также в издании: "Актовые книги XVIII столетия", т. VIII. М., 1898 (купчее свидетельство № 585 за 1754 г.). )

В 1754 г. М. А. Демидова купила соседний двор Соймоновых. Двор Походяшина в 1786 г. был куплен Ф. Г. Орловым . Дворы Серикова и Демидовых купила Е. Н. Вяземская * (вероятно, после смерти П. А. Демидова в 1788 г., так как вряд ли он сам мог продать свою усадьбу с ботаническим садом, который был его детищем). В 1793 г. Вяземская продала все это владение своему соседу Ф. Г. Орлову, который, таким образом, стал единым хозяином всех четырех участков одновременных Демидову и владельцем дома Вяземских ** , т. е. бывшего дома Демидова.

* (Е. Н. Вяземская, дочь Н. Ю. Трубецкого, владельца усадьбы в Нескучном. )

** ("Указатель Москвы, показывающий по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы...". М., 1793. )

В 1796 г. все владение в Нескучном унаследовала по завещанию Ф. Г. Орлова его племянница А. А. Орлова-Чесменская, которой в то время было одиннадцать лет. Фактическим владельцем усадьбы стал ее отец, знаменитый екатерининский вельможа (тогда уже в отставке) граф А. Г. Орлов-Чесменский. В том же году, после воцарения Павла, А. Орлов уехал за границу, а вернувшись в 1801 г., поселился в этом доме и жил в нем до своей смерти в 1808 г. А. А. Орлова-Чесменская владела усадьбой и домом до 1832 г., когда все это владение было продано ею Николаю I.











Три имени связаны с авторством дома Демидова. Первое из них - крепостной строитель Ситников - названо в книге Бессонова. Имя Ивана Федоровича Ситникова возникает в 1828 г. в связи с постройкой в доме Орловой-Чесмекской чугунной лестницы по проекту Бове *** .

* (С. В Безсонов. Крепостные архитекторы. М., 1938, с. 84. У Безсонова написано что Ситников - крепостной И. А. Демидова. Но из трех братьев Демидовых не было никого с инициалом И (Прокофий, Григорий и Никита Акинфиевичи). Это, видимо, опечатка. )

*** (Переписка О. И. Бове и И. Ф. Ситникова по поводу сметы на строительство лестницы. Обращение Бове: "его превосходительству И. Ф. Ситникову". См.: ЦГИАЛ, ф. 472, оп.58/893, № 35, лл. 5, 11. )



Фрагмент из материалов к "Атласу Москвы". 1806-1808 гг. Обывательские строения на Б. Калужской ул. вблизи Голицынской больницы. ЦВИА, ф. ВУА, № 22174

Второе имя - архитектор Иехт. Ему приписывается авторство дома Демидова. И, наконец, В. Т. Шмаковой опубликовано еще одно имя - В. Яковлева, архитектора, подписавшего первоначальный план дома ***** .

* ("Иехт Вильгельм, архитектор иностр. в России... ум. 1763... строил Александр, дворец в Москве...". - "Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих...". Составил Н. Н. Собко, т. II, вып. 1. СПб., 1893, с. 513. )

***** ( В. Т. Шмакова. Здание президиума Академии наук СССР. - "Природа", 1974, № 1, с. 99. См. также: "В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX вв.", с. 387-388. )



Список владельцев дома:

П.А.Демидов 1781-1788 гг.

А. А. и Е. Н. Вяземские.....1788-1793 гг. Ф. Г. Орлов.................1793-1796 гг. А. Г. Орлов.................796-1808 гг. А. А. Орлова................1808-1832 гг.





В период от 1781 г. до 1804 г. дом могли перестроить: сам Демидов, Вяземские, Ф. Орлов и А. Орлов.

В 1781 г. П. А. Демидову было уже за 70 лет и трудно представить, что, прожив четверть века в своем доме, он на старости лет стал бы его переделывать по новой моде.

С нашей точки зрения, это делает граф Федор Григорьевич Орлов.

Братья Орловы - Григорий, Алексей, Федор и Владимир, - выйдя в отставку в 1775 г., переселились в Москву. В книге "Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова", изданной его внуком, есть следующие строки о Федоре Орлове: "Он жил несколько лет то у Владимира, то у Алексея, которые тянули его каждый на свою сторону; но, пожелав завестись своим домом и имея большой вкус к архитектуре, выстроил на прекрасном берегу Москвы-реки дворец, превосходивший изящностью хоромы графа Алексея (на Донском поле, уступившие впоследствии свое место Городской больнице) и графа Владимира (на Никитской)" * .

* ( В. Орлов-Давыдов. Биографический очерк графа В. Г. Орлова, т. II. СПб., 1878, с. 25. )




Рассмотрим две версии, вытекающие из этого семейного предания. Если здесь имеется в виду дом Ф. Орлова на бывшем участке Походяшина, то речь идет о сравнительно небольшом, летнем (без печей) * действительно изящном доме (сейчас так называемый Чайный домик), выстроенном в стиле классицизма, как и "ванный" павильон внизу у пруда. Но слово "дворец", конечно, больше подходит к бывшему дому Демидова, а существенный характер состоявшейся перестройки равнозначен здесь понятию "выстроил".

* ("В саду Александрийского летнего дворца на берегу Москвы-реки находится весьма солидное и красивое каменное без печей строение, называемое потому "Летний домик"". - Из рапорта в делах Московской дворцовой конторы за 1833 г. ЦГИАЛ, Ф. 472, оп. 12/846, № 43, л. 94. )

Кроме того, в 1878 г., когда В. Орлов-Давыдов пишет свой очерк, уже не помнят про дом Демидова, но знают, что дом Орловых стал царским Александринским дворцом.

Таким образом, фамильные воспоминания Орловых дают нам наибольшие основания считать, что перестроен дом в 1793-1796 гг. Федором Орловым.

На плане владения Орловой-Чесменской 1804 г. и на "профиле" Б. Калужской ул. мы видим дом с теми особенностями, какие он сохранил до настоящего времени - полуциркульные колонные балконы, аттики, полуциркульные окна. По-видимому, существенных работ на фасадах при Орловой не производилось. Сама Орлова еще в 1820 г. переехала в Петербург (она была фрейлиной), а в 1832 г. царь купил у нее дом со всей усадьбой.

Интерес Николая I к дому Орловой возник еще в 1826 г., когда в дни коронации царская семья жила в ее доме в Нескучном * . К этому году относится дело об отпуске из "Кабинета его императорского величества" 12850 рублей на постройку в доме Орловой-Чесменской висячей чугунной лестницы, отлитой на заводе Шепелева по брульону О. И. Бове ** .

* (ЦГИАЛ, ф. 472, оп. 12/846, № 43, л. 14. )

** (ЦГИАЛ, ф. 472, оп. 58/893, № 35, лл. 1-16. Указанием на эти документы автор обязан А. Н. Петрову. )

Состояние здания тщательно документировано при подготовке дома к продаже. В 1831 г. оценочная комиссия во главе с архитектором Мироновским произвела графическую фиксацию, опись и сметы по всем строениям * . Из сравнения этих материалов с планами, представленными Орловой-Чесменской ** , и с современным зданием видно, что интерьер дома в своей основной планировке не подвергся изменениям, сохранив планировочную структуру, полученную при перестройке в 90-х годах XVIII в. и в значительной части унаследованную от середины XVIII в.

* (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 60, № 29712. )

** (Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, р. 1, № 5673. )

Высокие входные ступени из серого камня ведут в парадные сводчатые сени. В правой половине дома с первого до третьего этажа идут марши дубовой лестницы на ползучих сводах. В левой половине парадная чугунная лестница 1829 г. ведет в бельэтаж. Еще две узкие белокаменные лестницы, расположенные симметрично по садовому фасаду, ведут во все этажи и в подвал.

Расположенные в бельэтаже анфиладой парадные гостиные, облицованные искусственным мрамором, с расписными плафонами, назывались по цвету мебельных гарнитуров голубой, малиновой и большой желтой гостиными; по направлению к южному торцу находились, также с росписью на потолках, малая гостиная и угловая столовая. Дверные проемы анфилады направлены по оси, начинающейся от южного торцового фасада здания. На другом конце перспектива анфилады замыкается высоким белым мраморным камином голубой гостиной, от которой анфилада поворачивает, нанизывая на свою ось парадную с колонным альковом спальню и угловую комнату-кабинет. Анфилада открывалась в обе стороны от средней большой гостиной, к которой вел торжественный подход с парадной лестницы через аванзал и малый колонный зал.

Ряд гостиных комнат находился в нижнем и верхнем этажах: на третьем этаже была библиотека, в первом - кухня в левой половине, вблизи хозяйственной лестницы, и баня возле парадных сеней. Все помещения первого этажа сводчатые, в том числе и в той части по садовому фасаду, которая была пристроена в конце XVIII в.

Почти все помещения бельэтажа украшены живописными плафонами и лепниной. Плафон большого колонного зала, возведенного в 90-х годах XVIII в., близок росписи большой двусветной гостиной на противоположном фасаде. Обоим плафонам присущи компоненты позднеклассического крупного гризайльного орнамента с яркими по тону вставками и цветочными гирляндами. В таких же чертах выполнена роспись плафона в малой гостиной, в угловой гостиной и в спальне. Единой по стилю является роспись парадной лестницы * и аванзала. Характер орнамента и строгость одноцветной гризайли придают этим помещениям некоторую официальную холодность. Живопись всех этих помещений, хотя и несколько различная по эмоциональному характеру, может быть датирована первой третью XIX в. Можно предположить, что эти росписи одновременны работам, производившимся в доме при подготовке его для коронации 1826 г.

* (Роспись выполнена в 1829 г. после установки чугунной лестницы. См.: ЦГИАЛ, Ф. 472, оп. 58/893, № 35, л. 16. )

Совершенно иная роспись плафона малого колонного зала была открыта под позднейшим слоем при реставрации живописи в 1959 г. Орнаментальный мотив плафона и сочетание тонов - нежно-зеленые амфоры на приглушенном розовом фоне - заставляют отнести эту роспись, как и роспись угловой комнаты в начале анфилады с левой стороны, к периоду раннего классицизма, т. е., по всей вероятности, ко времени до перестройки дома в 90-х годах.

Новый этап строительной истории здания, когда оно стало Александрийским дворцом, связан с деятельностью Е. Д. Тюрина в 1833-1870 гг., когда он был главным архитектором Московской дворцовой конторы * .

Вот строгий список работ, произведенных в дворце под руководством и по проектам Тюрина, составленный нами по документам Московской дворцовой конторы за 1833-1860 гг. * :

* (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 21, № 19327, л. 5, № 19326, л. 59; Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, р. 1, №№ 3520, 3524, 3651, 3665. 3699, 5673, 5674, 5676; ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 16, лл. 321, 426, ч. 60, № 29712, л. 32, № 29748, л. 51, № 29790, лл. 4-8, № 29818. )

1833 г. Устройство чугунных решетчатых балконов внизу полуциркульных балконов бельэтажа на главном фасаде. Устройство помещения для церкви на антресолях с поднятием потолка на два с половиной аршина, устройство флагштока.

1856 г. Устройство световых проемов над темными помещениями третьего этажа. Пристройка деревянной террасы с левой стороны садового фасада у новой угловой гостиной в первом этаже и переделка в связи с этим арочного колонного проема портала с заменой колонн столбами. Устройство сквозного междуэтажного люка для механического подъема кресла возле угловой гостиной. Замена ионических капителей колоннады боковых полуциркульных балконов главного фасада коринфскими.

1860 г. Постройка кухонного корпуса в отдалении за правым флигелем и пристройка к торцевому фасаду дворца соединяющей деревянной галереи.

1833-1836 гг. Строительство деревянной на каменном фундаменте гауптвахты, а в 1836 г. - каменной.

1836-1870 гг. Установка на пилонах въездных ворот аллегорических скульптурных групп.

Вот все, что было сделано Тюриным (не считая периодических ремонтных работ).

В последующие годы дворец был в ведении архитекторов Гаврилова и Кольбе. В период подготовки здания для размещения двора на время коронации в 1881-1882 гг. в интерьерах были произведены мраморные, лепные и живописные работы реставрационного характера * . Позже фасады дворца не подвергались переделкам ** .

* (ЦГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 35, № 24095, лл. 19-24. )

** (Хорошее состояние Александрийского дворца было засвидетельствовано комиссией подотдела архитектурной реставрации музейного отдела Главнауки 28 декабря 1918 г. (Академия архитектуры, Архив ЦГРМ, оп. 1, № 248, л. 5(132), А-1028, № 3772(6). Комиссия отметила, что необходимо, по художественным соображениям, удалить поздние деревянные покрытия балконов, разобрать деревянную террасу на садовом фасаде и восстановить арки с колоннами, которые в 1856 г. были заменены столбами. На фотографии дворца, подписанной 30 октября 1927 г. (ГИМ, отдел архитектурной графики, фотоальбом Губарева, А-1028, № 3772(6), деревянной террасы уже нет, но колонны в арочном проеме еще не восстановлены. По всей вероятности, одновременно с террасой была разобрана деревянная галерея, ведущая в кухонный корпус. На фотографии ее уже нет. Каменная ограда с вазами наверху, соединяющая флигели с дворцом, в правой части примыкает прямо к порталу, загораживая нижнюю часть садового фасада точно так же, как это изображено на акварели середины XIX в. Фотография с нее есть в фототеке Гос. научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, К. V., нег. 21970. )

Итак, кроме частичных и, во всяком случае, не решающих изменений, здание до нашего времени сохранило архитектурный облик, полученный при перестройке в 90-е годы XVIII в., а в интерьере сохранилась планировочная структура середины XVIII в.

Нескучный сад расположен на правом берегу реки Москвы и является крупнейшим парком в исторической части города.

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере).

Свое название сад получил от усадьбы Нескучное Никиты Юрьевича Трубецкого.

Князь купил 18 октября 1728 года на имя своего пятилетнего сына Петра у архимандрита Заиконоспасского училищного монастыря Германа (Копцевича) "дворовое хоромное строение с деревьями, насаженными на берегу Москвы-реки". Участок располагался недалеко от Андреевского монастыря.

В начале 1750-х годов Трубецкой на месте купленного строения возвел по проекту архитектора Ухтомского усадьбу - Нескучный загородный дом (двухэтажный дом с четырьмя флигелями).

За домом были устроены "лабиринт" и оранжереи, а в овраге - зверинец.

К началу XIX века от усадьбы Трубецких мало что сохранилось. В парке проводились праздники и гуляния, а в 1805 году - запуск воздушных шаров.

Единственной постройкой, оставшейся от усадьбы Трубецких, является Охотничий домик.

Первоначально в нем была Каменная галерея, хранились охотничьи ружья и порох, жили слуги. В советское время в домике размешалась чайная "Самоварник".

А с 1990 года Охотничий домик является площадкой для проведения игр телевизионного клуба "Что? Где? Когда?".

Последний владелец усадьбы Трубецких, князь Шаховской, продал ее в ноябре 1826 года за двести тысяч рублей для устройства в Москве летней резиденции императора Николая I.
После покупки сад не был закрыт для посетителей, и в 1830 году в нем был открыт летний воздушный театр, в создании которого принимал участие архитектор Осип Иванович Бове.

Театр вмещал до 1500 зрителей и был "как крытая большая галерея полукружием, а самая сцена была приспособлена так, что деревья и кусты заменяли декорации". Театр сразу стал очень популярным среди москвичей. Спектакли давались два раза в неделю. Здесь играли знаменитые русские актеры: Щепкин, Мочалов, Ленский и др. Цены на билеты составляли от 15 рублей за ложи до полутора рублей во второй галерее.

Театр просуществовал до 1835 года, когда славу Нескучного затмил новый увеселительный парк - Петровский, с возведенным в нем театром.

С имением Трубецких граничили владения князей Голицыных, чьё имя носила и близлежащая Голицынская больница.

Одной из владелиц усадьбы была Наталья Петровна Голицына, ставшая прообразом графини в повести Пушкина "Пиковая дама".

Наталья Петровна, жившая в Петербурге, не хотела расставаться с московской дачей и распорядилась в завещании не продавать ее ранее, чем через 5 лет после своей смерти.

Сын княгини, московский градоначальник Дмитрий Владимирович Голицын, продал усадьбу в 1843 году Департаменту уделов за тридцать тысяч рублей серебром. Владение, приобретенное императором, занимало территорию площадью около 12,5 га. В парке росло более 2500 деревьев - лип, берез и кленов. Главный дом усадьбы стоял без стекол и пребывал в ветхом состоянии.

На месте усадьбы Голицыных в 1951 году была построена беседка-ротонда в честь празднования 800-летия Москвы.

Северная часть Нескучного сада, расположенная ближе всего к центру города, была куплена в 1754 году Прокофием Демидовым у разных владельцев: один участок у генерала Соймонова, другой - у вдовы князя Репнина.

На образовавшемся большом участке был построен каменный дом. При дворце Демидов разбил сад, имевший форму амфитеатра.

Первые растения были получены путём обмена семенами и получения отростков из демидовского ботанического сада в Соликамске.

От усадебного дома к реке сад спускался уступами, имевшими разную ширину и высоту, но одинаковую длину в 95 сажен. От двора и дома верхняя площадка отделялась решёткой около 10 сажен шириной.

Первоначально были посажены плодовые деревья, затем - кустарники и травянистые растения. В саду имелось множество каменных оранжерей, где находились пальмы и деревья из жарких стран, а на пятой сверху площадке располагался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. Помимо этого, грунтовые сараи и парники служили для выращивания ананасов, винограда и проращивания других растений.

После смерти владельца опустевшую демидовскую усадьбу приобрела Елена Никитична - жена генерал-прокурора Вяземского, которая провела детство в этих местах, в имении своего отца Никиты Трубецкого.

В 1793 году бывшее имение Демидова выкупил граф Фёдор Григорьевич Орлов - один из знаменитых братьев Орловых.

При графе Орлове был перестроен дом Демидова, создан комплекс хозяйственных построек, благоустроен парк на склоне высокого берега Москвы-реки, в котором появились фигурный пруд, павильоны, мостики и грот.
Два тальвега, насыщенных грунтовыми водами использовали для создания Екатерининского пруда.

Не имея законнорожденного потомства, Федор Орлов завещал имение своей 11-летней племяннице Анне Чесменской. Всё управление Нескучным от имени дочери осуществлял её отец Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.


В бывшем Демидовском дворце старый граф давал пиршества для забавы своей единственной дочери, по окончании которых пускали фейерверк. Граф Орлов превратил новую усадьбу, называемую в то время "Майским домом", в увеселительную.

"Летом ни одного праздника, ни одного воскресенья не обходилось без того, чтобы в саду графа не было каких-либо торжеств и праздников" - вспоминали современники. Укреплялись и формировались склоны оврагов, через сухой овраг построили два капитальных каменных моста: Верхний и Средний. Основные планировочные преобразования в усадьбе произошли в это же время и связаны они были с главной страстью графа - лошадьми. Вдоль северо-восточной границы служебного двора возвели протяженное каменное двухсветное здание Манежа и примыкающих к нему конюшен. В Манеже Орловых устраивались карусели - конные состязания и процессии, в которых принимала участие его дочь Анна.

В настоящее время в бывшем здании манежа располагается минералогический музей имени Ферсмана.

Сохранился и бывший домовый храм при манеже.

В 1804−06 годах в имении Орлова был воздвигнут двухэтажный Летний (Чайный) домик с 4 коринфскими колоннами. Перед южным фасадом домика устроили обширную площадку.

По одной из версий домик был местом тайных встреч императрицы Екатерины II с Григорием Орловым, по другой - как место игр для Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Из домика открывается живописный вид на Москву-реку и Фрунзенскую набережную.

В овраге, у фигурного Екатерининского пруда с естественными берегами, возвели другой классический павильон - Ванный домик (или Ванну), сооруженный на участке между тальвегами. До настоящего времени сквозь свайную систему Ванного домика фильтруется значительный объем грунтовых вод.

В домике были установлены ванны и действовала баня.
В советское время Ванный домик был столовой и кафе "Поплавок".


С 1960-х годов после первого пожара началось постепенное разрушение Ванного домика. Во время очередного пожара 2003 года частично обрушились колонны, сгорел купол, и остатки здания были обшиты железными листами и покрашены в зеленый цвет. Сейчас в этом обшарпанном, изрисованном строении сложно узнать изящный Ванный домик.


Рядом с Екатерининским прудом сохранился "Проходной грот с каменным сводом, убранный снаружи ноздреватым камнем", венчавшийся раньше "Бересчатой беседкой". Грот был построен в 1807 году, после чего дважды перекладывался – в 1836 и 1856 годах. Последняя его перестройка в 1856 году проведена архитектором и инженером Петром Дмитриевичем Дельсалем.


В 1970-е годы грот использовался московскими "моржами" в качестве раздевалки: "Вот в этом гроте и устроили себе раздевалку московские моржи. Изначально грот был проходным, сквозным, но любители купания в холодной воде закрыли выход в сторону реки, навесили дверь с противоположной стороны и разделили образовавшееся закрытое помещение на мужскую и женскую половины" (из рассказа Валентина Кузнецова "Моржи Нескучного сада").

После смерти графа Орлова его состояние унаследовала дочь Анна.


В 1826 году Орлова дала бал по случаю коронации императора Николая I, на нем присутствовали 1200 гостей, и залы дворца освещались 7000 свечей.
В 1832 году Анна Орлова продала роскошную усадьбу за полтора миллиона рублей Николаю I, подарившему ее своей супруге Александре Федоровне - с тех пор дворец стал называться Александрийским.


В 1843 году после покупки дачи Голицыных произошло объединение Нескучного сада и Александрийского летнего дворца в единый ансамбль.
Главным архитектором, занимавшимся переделкой бывшего демидовского дома под царский дворец, был Евграф Дмитриевич Тюрин. В усадьбе был сделан ремонт, осуществлены перестройки служебных зданий. Перед дворцом были устроены газоны, рядом с Кавалерийским корпусом построили Гауптвахту.
На пилонах въездных ворот были установлены скульптурные двухфигурные группы, держащие рог изобилия.


Перед дворцом сохранился чугунный фонтан работы скульптора Ивана Петровича Витали. Ранее с 1835 по 1934 годы фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который поступала питьевая вода из Мытищинского водопровода.


После революции во дворце разместился музей мебели. А в 1934 году в него был переведен из Ленинграда Президиум Академии наук СССР.


Нескучный сад был открыт для публики в отсутствие императорской семьи в Москве.
В 1861 году планировалось передать Нескучный сад с бывшей усадьбой Голицыных в распоряжение Общества Акклиматизации животных и растений для устройства здесь Зоологического сада. Однако Зоосад был построен на Пресненских прудах.
В 1890-1905 годах Нескучный сад стал местом летней резиденции Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова. В те времена доступ в Нескучный сад ограничили.
В 1928 году территория Нескучного сада вошла в состав Парка культуры и отдыха, получившего в дальнейшем название Парк имени Горького.

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю! Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры. Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое. Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы. История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной. Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня. Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются. Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству. Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития. Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое. До встречи в Музее «Гараж»! Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Похожие публикации