Экскурсия по памятникам византийской культуры. Византийские памятники

Крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье после Большого цирка в Риме, используется как Турецкий этнографический исламский музей искусства.

Использовался как место конных ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий, проведения публичных актов, связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнение смертной казни. Являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы. Там вы увидите немецкий источник, колонну Константина, дворец Ибрагима Паши.

2. Экскурсия в Базиликское водохранилище.

История под землей - Базиликское водохранилище.

Базиликское водохранилище, или, как его называют теперь, дворец Йеребатан (Подземный дворец), расположенное на юго-западе от Айя-Софии, считается одним из самых впечатляющих памятников в Стамбуле. Огромное подземное водохранилище было построено по приказу императора Византии Юстиниана I; из-за бесчисленного множества колонн, поднимающихся из воды, народ назвал это место «дворец Йеребатан». В период республики Базиликское водохранилище после проведенной мэрией Стамбула реставрации было превращено в музей и открыто для туристов, которые не покидают город, не побывав в этом впечатляющем сооружении древности.

В 1985 году хранилище было закрыто на ремонт, из него было вывезены 50 000 т грязи и построены дорожки для экскурсий, в 1987 году оно было вновь открыто. В мае 1994 года Базиликское водохранилище снова прошло ремонт и чистку, и в наши дни продолжает свою многовековую историю, и, как когда-то давно, в нем плавают рыбы. Посетители этого необычного музея могут понаблюдать за тем, как плавают рыбы среди многочисленных колонн, и под звуки раздающейся под древними сводами классической музыки отправиться в мысленное путешествие в глубь веков.

3. Экскурсия в храм Святой Софии.

Бывший патриарший православный собор, впоследствии мечеть, ныне музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день - музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Muzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Экскурсия в церковь Хора.

Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Карие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

5. Экскурсия в главную церковь греческого патриархата, Константинопольскую православную церковь.

Первая в диптихе автокефальная православная Церковь. В греческой литературе часто именуется Великой Церковью Христа.

6. Экскурсия в церковь Влахерна.

Тут находятся Покров Богородицы и ее пояс - реликвии, которые сохранились до нашего дня. Храм, где они находятся - церковь Влахерна, открытая для желающих.

7. Монастырь Богоматери в Балыклы.

Легенда о самой идее постройки Балыклы очень красива. Однажды жарким летним днем один из военачальников Византии Лев Маркелл встретил слепца, который изнемогал от жажды. В поисках воды Лев обошел все близлежащие источники, но, как оказалось, все они были иссушены зноем. И вдруг рядом с собой он услышал женский голос: «В роще ты найдешь живую воду. Напои слепца и промой его глаза, царь. А позже я помогу тебе построить здесь храм». Лев понял, что с ним говорила Пресвятая Богородица. Неподалеку в роще он действительно нашел заброшенный колодец с водой. Когда Лев промыл этой водой глаза слепцу, он прозрел. Прошло совсем немного времени и исполнилось еще одно предсказание Богородицы - Лев Маркелл стал императором Византии.

Задолго до того, как появился Стамбул, который сегодня является крупнейшим городом и бесспорной культурной столицей Турции, и даже задолго до Константинополя на месте соединения Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога стоял греческий город Византий. Его построили дорийские колонисты из Мегары еще в 637 году до н.э.

Поскольку Римская империя становилась все более обширной и необъятной, именно на этом восточном городе остановил свой взгляд император Константин в 330 году н.э. По его приказу город был переименован в Константинополь и стал столицей Византийской империи.


Сегодня следы византийской эры можно найти в Старом городе, внутри плохо сохранившегося кольца стен. Самым примечательным и чаще всего посещаемым здешним византийским памятником является, конечно, на площади .


Но многие старинные здания были восстановлены и стали использоваться в новом качестве (чаще всего это были церкви, которые превратились в мечети). К сожалению, нет музея, посвященного византийской истории, поэтому случайно забредшему сюда туристу сложно вообразить все величие древних монументов.


Тем, кто хочет увидеть под налетом современности дух древнего города Византия, мы советуем посетить следующие исторически памятники.


Итак, Топ 10 византийских достопримечательностей Стамбула

Музей Айя-Софии (Aysofya Cami)

Самый прекрасный из сохранившихся до наших дней памятник ранней византийской эры.

Будучи огромной, Айя-София, тем не менее, выглядит так, будто она всегда была неотъемлемой частью пейзажа. То здание, которое открывается вам сегодня, на самом деле является уже третьей церковью, возведенной на этом месте. Оно обязано своим существованием бунту 532 года, когда была дотла сожжена не только Айя-София, но и две другие византийские церкви в окрестностях.

Император Юстиниан приказал построить новую церковь, настолько внушительную, чтобы никто даже не вспоминал о той, что стояла здесь раньше. Эта задача была поручена лучшим архитекторам того времени: Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому. В 537 году строительство было завершено. Новую церковь украшал самый большой в мире купол, который разрушился во время землетрясения 558 года. Впоследствии его восстановили.


Ни один посетитель Айя-Софии не сможет забыть великолепные мозаики, датирующиеся 13 веком нашей эры. Церковь до сих пор является памятником грандиозным замыслам императора, который оставил после себя множество исторических памятников, рассеянных по всей Западной Анатолии и Фракии.

Церковь Хора

Самый прекрасный памятник византийского Ренессанса 13-ого столетия Гораздо меньшая по размеру, чем Айя-София, церковь Хора, расположенная в стамбульском районе Йеникапы, была построена в 11 веке, когда эта часть города была еще сельской местностью. В 13 веке церковь была расширена и украшена богатыми внутренними декорациями благодаря стараниям состоятельного государственного деятеля по имени Теодор Меточитес.


Сегодня церковь Хора смело можно назвать лучшим местом для знакомства с византийским аристократическим Ренессансом, который расцвел в городе после того как латинцы, занимавшие его с 1204 по 1261 годы, были наконец изгнаны. С посещением церкви лучше поспешить, поскольку в скором времени ее планируют закрыть на масштабную реконструкцию.

Мечеть Фетхие

Место, где можно увидеть великолепные византийские мозаики Если у вас не получается посетить церковь Хора, отправляйтесь на восток вдоль Draman Caddesi, где вас ждет мечеть Фетхие, построенная в 12 веке. Правда, тогда она носила название монастыря Феотокоса Паммакаристоса. Богато раскрашена церковь была в 13 веке. И пусть здесь нет великолепных фресок часовни Parecclesion, которые можно увидеть, посетив церковь Хора, зато мозаики куполов, изображающие Спаса Вседержителя и Деву Марию, потрясают воображение.

Монастырь Пантократора (мечеть Зейрек)

Место погребения некоторых из последних византийских императоров На почти отвесных холмах над расположен византийский монастырь Пантократора (Спаса Вседержителя). Но его реставрировали так много лет, что большинство людей забыло, как он выглядел изначально. Восстановительные работы выглядят так, как будто скоро подойдут к концу, так что, возможно, скоро посетители смогут насладиться красотой древнего монастыря, который когда-то был одним из важнейших в городе. Здесь похоронено несколько византийских императоров. Монастырь подчинялся непосредственно императору, а не патриарху, и был достаточно богатым, пока в 1204 году его не разграбили крестоносцы. Часть их добычи сегодня можно увидеть в базилике Св. Марка в Венеции.

Церковь Святых Сергия и Вакха

Самая старая из сохранившихся в Стамбуле византийских церквей Многие считают, что самой старой византийской является Айя-София. Но на самом деле это звание принадлежит гораздо меньшей по размеру церкви Святых Сергия и Вакха. Построена она была на берегу Мраморного моря в 527 году. Внутри церковь представляет собой двухэтажную восьмиугольную колоннаду с замечательными капителями и надписями, в которых упоминается, правда, только Святой Сергий. Некоторым могут прийтись не по вкусу реставрационные работы, которые недавно были проведены внутри нынешней мечети. Но красота колоннад остается по-прежнему бесподобной.

Церковь Марии Монгольской

Единственная церковь Стамбула, которая не была превращена в мечеть Эту церковь стоит посетить не из-за того, что здесь сохранились какие-то особые фрески или мозаики, а по той простой причине, что это единственная церковь в городе, которую так и не преобразовали в мечеть после захвата Константинополя османами. По легенде, произошло это благодаря тому, что султан Мехмед II таким образом отблагодарил архитектора Атика Синана за возведение им мечети Фатих. Копия соответствующего документа висит на стене церкви. Церковь открыта по воскресеньям. В другое время нужно позвонить в дверь, чтобы вас пустили внутрь.

Большой музей дворцовых мозаик

Позволяет получить представление о великолепии византийского дворца В то время как туристы, путешествующие в составе экскурсий, обычно направляются ко дворцу Топкапы, мало кто вспоминает о существовании большого византийского дворца, который некогда располагался на месте современного . Части этого дворца обнаруживаются всякий раз, когда в области ведутся строительные работы. Но к осмотру доступна только одна его часть, самая примечательная. Там, рядом с рынком Араста, и устроен музей. Мозаики помогают не только представить роскошь бывшего дворца, но и узнать, как жили в те времена люди. На них изображены картины охоты, ловли рыбы, занятий сельским хозяйством.

Цистерна Базилика (Yerebatan Sarnici)

Самое внушительное напоминание о водной системе Византии Хотя сегодня считается одной из самых популярных стамбульских достопримечательностей, когда-то она была всего лишь частью сложной системы акведуков и резервуаров, которые были предназначены для поставки воды из лесов Thracian в город. У туристов бегают мурашки по коже при виде каменных голов Медузы Горгоны, которые венчают несколько колонн цистерны, но уже то, что они установлены в неправильном положении, свидетельствует о том, что строители рассматривали их исключительно в качестве стройматериала. Акведук Валента на бульваре Ататюрка являются еще одной частью той же самой водопроводной системы.

Земляные стены

Успешно защищали Константинополь до 1453 года Если следовать в из аэропорта Ататюрка, можно увидеть высокие стены, которые когда-то окружали византийский город и защищали его от врагов вплоть до 1453 года, когда армия Мехмета II Завоевателя их разрушила при помощи венгерского оружия. Если у вас будет время, можно прогуляться вдоль стены от Mermerkule на Мраморном море до Ayvansaray на Золотом Роге.

Церковь Св. Иоанна Крестителя

Когда-то была одним из важнейших монастырей Византии Сегодня от церкви остались только внешние стены. Между тем, когда-то здесь монахи переписывали рукописи и создавали замечательные иллюстрации. Церковь планируется реконструировать. Возможно, когда-нибудь ее превратят в музей византийской истории.

А тогда еще Константинополь, был не менее блистательной столицей Византийской империи.

Византия возникла вследствие раздела Римской империи на две части. Город на Босфоре, основанный императором Константином, стал центром нового восточного государства. В отличие от западной части Римской империи, восточная ее часть всегда была ближе к греческой культуре, и основным языком здесь также был греческий.

Со временем византийские императоры отдали предпочтение ортодоксальному христианству, предпочтя его католичеству.

После этого не осталось почти ничего, что связывало бы запад и восток Римской империи.

Теперь редко вспоминают, что Византийская империя некогда простиралась через всю Анатолию и дальше на юго- восток, несмотря на отчаянное сопротивление арабов, которые упорно двигались на север из своей цитадели в саудовской пустыне.

В 1071 году, после сражения под Манцикертом, когда византийцы потерпели поражение от турок-сельджуков, началось их оттеснение назад к Константинополю. Но удар, от которого Византия не смогла оправиться, был нанесен ей крестоносцами, в 1204 году захватившими и разграбившими византийскую столицу, вынудив императора бежать.

Два соперничающих правительства немедленно объявились в Трабзоне и Изнике. В 1261 году та ветвь власти, что находилась в Изнике, вытеснила узурпаторов из Константинополя и вернула ему статус византийской столицы.

На 12 и 13 столетия пришлось время Ренессанса византийской культуры. Но османы не дремали. В 1453 году султану Мехмеду II со своим войском удалось захватить Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на крепостных стенах города. Константинополь был переименован в Стамбул и стал столицей Оманской империи.

Хотя самые известные памятники времен Византийской империи находятся в Стамбуле, впечатляющие постройки эпохи остались также в Трабзоне, Изнике. Во Фракии сохранились византийские церкви, подобные тем, что можно увидеть на южном побережье Мраморного моря.

В Каппадокии на каждом шагу встречаются вырезанные в скалах церкви и целые подземные города, напоминающие о тех временах, когда жители часто оказывающейся на линии фронта империи вынуждены были скрываться от солдат.

Итак, Топ 10 самых известных византийских памятников Турции:

1. Собор Святой Софии (Айя София), Стамбул

Невозможно, приехав в Стамбул, не увидеть великолепный , построенный императором Юстинианом в 536 году. Купол собора, который спроектировали Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, был одним из чудес света своего времени. Теперь, когда удалили леса, более десятилетия портившие интерьер собора, можно, наконец, оценить грандиозный простор этой превращенной сначала с мечеть, а затем в музей византийской церкви.

Айя София сыграла большую роль в турецкой истории. Многие оттоманские султаны похоронены на ее территории. Мозаики Айя Софии – одна из важных составляющие ее славы. Верхняя Императорская Галерея, установленная в 13 веке специально для императрицы и ее свиты, украшена прекраснейшими мозаиками и мраморными фигурами.

2. Церковь Хора (Карие), Стамбул

Если Айя София – это памятник периода расцвета Византийской империи, то церковь Хора, не менее прекрасная, но гораздо меньшая по размеру, относится к периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле Эдирнекапы и городской стены, которая сама по себе является памятником византийского военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все внутренние стены церкви.

Потолок нартекса, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время как фрески боковой часовни (Parecclesion) выполнены в строгих черно-белых тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких постельных тонах, которые используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни Иисуса Христа.

3. Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий под общим названием Большой дворец. Он занимал большую часть территории между районами Султанахмет и Чанкуртаран. До наших дней сохранились несколько участков стены и коридора бывшего дворца. В некоторых местах остались напольные плиты с мозаиками, где изображены разные аспекты повседневной жизни: от обезьяны, пытающейся поймать птицу, до человека, который доит козу. В настоящее время музей закрыт на реставрацию, но его обещают открыть уже в июне.

В поздний период Византийской империи императоры перебрались во Влахернский дворец. Сегодня от него осталось немного – лишь подземные темницы, которые в настоящее время реставрируются. Поблизости расположена коробка дворца Текфур, который, возможно, некогда являлся частью того же комплекса.

4. Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Отделившаяся династия Comnenian в Трабзоне украсила город великолепными памятниками позднего византийского периода, несколько из которых дошли до наших дней. Самым знаменитым из них является Собор Святой Софии, построенной между 1238 и 1263 годами. Собор одиноко возвышается на холме, вдали от шумного центра города. Яркие красочные цвета фресок Айя Софии, которые были полностью восстановлены под наблюдением эксперта по искусству Византии Дэвида Райса, поражают воображение.

В Трабзоне сохранились и некоторые другие важные византийские памятники, в том числе руины императорского дворца, который располагался на так называемой «trapezus», возвышенности между двумя долинами, от которой и пошло название города.

Другой памятник – мечеть Фатих, которая изначально была построена как церковь Панагии Крисокепалос. Здесь в свое время короновали императоров. Еще есть в Трабзоне внешне ничем не примечательная церковь, которая когда-то была частью монастырского комплекса Каймаклы. Время его постройки датируется 1424 годом. Некоторое время здание использовалось в качестве сенного сарая, где за сеном были скрыты удивительной красоты фрески. Сегодня здание находится в частной собственности, но владельцы обычно охотно пускают туда посетителей.

5. Монастырь Сумела

В самом сердце Анатолии, в Каппадокии, находятся древние поселения троглодитов. Это лучше всего сохранившийся в Турции памятник сельской жизни византийской эпохи. Наиболее впечатляют вырезанные в скальных породах церкви, расписанные фресками. В большинстве своем они датируются 9–12 столетием. В церквях есть даже колонны, хотя они выполняю в основном декоративную функцию.

Часть скальных церквей находится под защитой на территории музея под открытым небом Гёреме. Две из них, наиболее интересные из всех, стоит непременно посмотреть – это церкви Каранлык и Токалы.

В эпоху Византийской империи многие жители Каппадокии жили в домах, которые вырубали в пещерах. В случае нападений врагов и прочих катаклизмов они укрывались в подземных городах. Города эти представляют собой лабиринты комнат, связанные между собой туннелями. Подземные города Каппадокии насчитывают до десяти этажей вглубь земли. Наиболее популярные из них – города в Деринкую и Каймаклы. Но есть и много других, в которые редко забредают туристы.

8. Собор Святой Софии (Айя София), Энез

Немногие из иностранных туристов добираются до города Энез, который находится на берегу залива Сарос у границы с Грецией. Между тем, здесь, у самого моря, лежат руины Собора Святой Софии, построенного в 6 в. н.э. По всей видимости, это было внушительное сооружение. Неподалеку находится еще одна церковь гораздо меньшего размера.

9. Малый собор Святой Софии, Визе

Путешественники, направляющиеся в Эдирне или Кыйыкёй во Фракии, могут сделать остановку в Визе. Здесь недавно была реконструирована церковь Святой Софии, относящаяся к 6-му веку. Теперь в церкви устроена мечеть Гази Сулейманпаша. Со времен Византии сохранились также башни, затерянные на склонах поросших лесом холмов. Когда-то они были частью городской стены.

10. Церковь Святого Стефана, Трилье

В небольшом городке Трилье (Зейтинбагы), расположенном на южном берегу Мраморного моря, отчетливо ощущаются следы греческой культуры, что неудивительно, учитывая, что греки жили здесь вплоть до 1923 года. Из трех кирпичных византийских церквей, дошедших до наших дней, лучше всего сохранилась церковь Святого Стефана, датирующаяся 8 веком. Правда, она была довольно неуклюже преобразована в мечеть.

В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов. В 196 году до н.э. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.

В 330 году император Константин после победы над Лицинием решил перенести сюда столицу Римской империи, и в мае того же года император со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем. Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам, выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино, топливо. Архитекторов, ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков освободил от всех государственных повинностей. По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых. Здесь расцвели науки, литература, искусство. Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и Пселл. В богатых библиотеках было собрано огромное количество древних рукописей.

Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. Константинополь был прекрасен. Как и Рим, он раскинулся на семи холмах. Широкие улицы с крытыми галереями, большие площади с колоннами и статуями, окруженные великолепными зданиями, храмы, дворцы, триумфальные арки восхищали всех, кому доводилось в нем побывать.

Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя – второго Рима.

В главном зале дворца Магнавра во время приема иностранцев раскладывались сокровища казны - драгоценности, шитые золотом одежды. В глубине зала находился золотой трон императора, перед которым на ступеньках лежали два льва, изваянные из золота. За троном стояло золотое дерево, на ветвях которого сидели разноцветные птицы, искусно сделанные из золота и эмали. Под звуки органа и хора появлялся император в золотых одеждах, увешанный драгоценностями. Чтобы еще больше поразить иностранных гостей в момент, когда они входили зал, птицы на золотом дереве взмахивали крыльями, а львы поднимались и глухо рычали. В то время, когда посол лежал, распростершись (согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии, император вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии.

Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть Константинополем, 29 раз его осаждали - греки, римляне, персы, авары, болгары, дружины киевских князей, арабы, турки. В XI веке на Константинополь двинулись крестоносцы. Во время одного из походов они разгромили город и разграбили все церкви. В 1204 году во времена четвертого похода крестоносцев после 9-месячной осады они овладели Константинополем и вторично разграбили его. Многие ценнейшие памятники древнего искусства были уничтожены. Великолепные бронзовые статуи, украшавшие дворцы и площади, были перелиты в монеты, только бронзовых коней, изваянных величайшим скульптором Лисиппом, успели вывезти в Венецию. Были вскрыты гробницы императоров, из церквей изъяты все ценности, алтарь Святой Софии - величайший памятник искусства - был разрушен.

В XV веке Константинополь стал столицей Османской империи, и его переименовали в Инстанбул (Стамбул). Город начал быстро приобретать восточный облик, все стало приспосабливаться к турецкому укладу жизни. При этом каждый строил свой дом, где ему заблагорассудится. Улицы сужались, дома отгораживались от внешнего мира глухими заборами, балконы затеняли и без того темные уличные проходы.

В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. Однако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. Царствовавший тогда император Юстиниан уже готовился бежать из страны, когда полководец Велизарий вошел с войсками в Константинополь и подавил восстание, уничтожив почти 40 000 жителей. В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть великолепный храм. Он пригласил известных архитекторов - Анфимия из Тралл и Исидора из Милета - и поручил им постройку храма.

Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его работали 10 000 человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта. По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса - светло-зеленый, из Ясоса - бело-красный, из Фригии - розовый с прожилками. Много необычного было в строительстве этого собора. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины - словом, все самое дорогое.

Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.

При императоре Юстиниане в VI в. Византия достигла наивысшего экономического и культурного расцвета, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.

Историческая характеристика

В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально – культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.

Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:

  • ранне – византийский (V – VIII вв.) – когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
  • средневизантийский (VIII – XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
  • поздневизантийский (XIII – XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.

Строительные особенности

Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии.

Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища – цистерны, служившие позднее складами и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.).

Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей – выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.

Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Христианская религия оказала доминирующее влияние на развитии типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относи-тельную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции отдельных народов.

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных ком-позиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур - купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантий-ский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа архитектурных ком-плексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание - церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные про-странственные композиции - ансамбли.

Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия - по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием - тромпы.

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разра-ботка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конст-рукцией стали устраивать цилиндрический объем - барабан, в стенах которого оставляли проемы для ос-вещения подкупольного пространства.

Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов - одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.

Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича – цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины – плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда – рядами камня) получила название византийской .

Основными строительными материалами был плоский кирпич - плинфа толщиной около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5х35, 5х5, 1 см. В восточных облас-тях империи, богатых карьерами известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Сирия, Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный кирпич - цемянку для придания раствору большей прочности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался го-ризонтальными слоями толщиной в несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3-5 рядов плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.

Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю-без применения дорогостоящих лесов. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным кружалам.

Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба. Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола воз-водились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на растворе.

Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очертанием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен написанный на рубеже VI-VII вв. оригинальный труд епископа Исидора «20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основывающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени.

Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.

Характерные черты

Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры – в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией. Бетонная техника была забыта: природный цемент – пуццолана – добывался только в Италии.

Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.

С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.

Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов н парусному, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, форму, близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми.

Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения н круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль.

Чтобы уравновесить систему парус – купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.

Типы сооружений

Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.

Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как духовный центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из – за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций.

Собор св. Софии в Константинополе. 537 г. Аксонометрический разрез.

Здание собора размером в плане 75×72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3×7,5 м в плане.

В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном – мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами.

Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры – свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.

Мечеть Фетие – Джами в Константинополе. XIII – XIV вв. Южный фасад.

В византийской архитектуре V – VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов». Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О парадоксах механики».

Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы, свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при доминирующем значении внутреннего пространства. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы - купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пласти-ки и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались раз-ноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изо-гнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада. Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады - конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть - колонна, воспринимающая нагрузку от арок.

Изменилась и форма капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика - варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые про-кладки. Все элементы системы отличались целесообразностью.

Церковь эпохи Византии на Кипре

В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики - удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах- в Сирии, Малой Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 510-515 гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569- 586 гг.).

Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних приме-ров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой - сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п.

При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные ниши – экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным образом в центре храма под куполом - символом небосвода.

Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Резче выявляются особенности местных архитектурных школ в Малой Азии, Греции, самом Константинополе. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви.

В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по – прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово – купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.

Формирование византийских систем перекрытий: а – римский крестовый свод: б – вспарушенныи свод на четырех опорах: в – вспарушенный свод на восьми опорах, г – купол на парусах; д – купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е – крестовокупольная система перекрытия

Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан – Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово – купольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами.

К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.

С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, – их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.

С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, – крестовокупольный храм.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние – на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.
Похожие публикации